Все новости

Американскому F-35 обломали крылья. Наша работа!

Российский истребитель пятого поколения Су-57 впервые посетил международную выставку вооружений. С 12 по 17 ноября в китайском Чжухае пройдет Airshow China — одно из важнейших событий года в военной отрасли. Ожидается, что в авиасалоне примут участие более 1000 делегатов из 47 стран.

Главным событием Airshow China является демонстрация двух истребителей Су-57Э. Один самолет прилетел в Чжухай своим ходом, второй позже был доставлен самолетом Ан-124.

В Китае выставлен не Су-57, а два опытных Т-50. От серийного «57-го» он отличается конструкцией и бортовым радиоэлектронным оборудованием. Поэтому в официальном выпуске российского ОПК обе машины получат приставку «Е» (экспортная модель).

Появление российского истребителя пятого поколения в Китае уже вызвало огромный резонанс в зарубежных СМИ. И то, что это была экспериментальная машина, сыграло с ними злую шутку. Западные эксперты спорили друг с другом, что российские автомобили несовершенны, имеют проблемы с конструкцией и плохим качеством сборки.

Конечно, главным «попаданием» стали болты, которыми крепились элементы конструкции российского истребителя. Существует много разных типов, и они не однородны. Но, по мнению экспертов, самое главное — их слишком много. В итоге вся дискуссия свелась к простой теме: отсталость российского авиапрома, создающего некачественные и нетехнологичные самолеты.

Понятно, что все эти «накрутки» — откровенная пропаганда. Было бы глупо ожидать от двух прототипов идеальной конструкции серийного Су-57. Причем последний менялся несколько раз в ходе проекта. Менялись элементы конструкции, узлы и агрегаты, появлялась и ликвидировалась новая авиационная техника.

В результате не только китайцы, но и специализированные военно-промышленные издания и интернет-ресурсы стран Южного полушария в целом очень хорошо отнеслись к российским истребителям. Два Су-57Э уже выбраны в качестве ярких экспонатов будущего Airshow China.

Но без предвзятой критики и шовинизма попробуем разобраться, каков экспортный потенциал нынешних российских истребителей.

Проект российского истребителя пятого поколения Т-50 вызвал большой интерес на международном рынке еще до начала серийного производства. Известно, что на базе этой машины Россия и Индия планировали совместно создать перспективный истребитель. Эта работа получила индекс FGFA — истребитель 5-го поколения.

К сожалению, FGFA постигла непростая судьба. Работы несколько раз переносились. Они хотели завершить проект в 2018 году. Позже Москва и Нью-Дели согласились продолжить это. Но спустя три года Индия окончательно вышла из проекта.

Несмотря на это, интерес иностранных покупателей к оригинальному Су-57 не угас. Представители многих стран мира уже внимательно осмотрели новинку.

В числе потенциальных покупателей «57-го» пока числится только Алжир. Интерес военно-политического руководства страны к российским истребителям известен с 2019 года. В частности, масштабная модель Су-57 хорошо видна на фотографии высокопоставленного алжирского военного офицера в своем кабинете.

Другие заинтересованные страны, похоже, не проявляют особой активности. почему? Сейчас промышленная линия по производству «одного из 57» используется только для поддержки ВКС России. Истребитель пятого поколения – очень популярный самолет в Северном военном округе. Поэтому по объективным причинам условия исполнения договора могут серьезно измениться.

Но время – не единственное, что останавливает потенциальных покупателей. Во многих отношениях Су-57 представляет собой совершенную машину с чрезмерными боевыми возможностями. Российский проект истребителя пятого поколения создан для борьбы с американским F-22. Для уверенной победы над «американцами» на борт «57» было поставлено большое количество сложного радиоэлектронного оборудования.

Например, в крыльях и фюзеляже одновременно спрятано несколько(!) радиолокационных станций. Такое решение обеспечивает летчикам-истребителям непрерывный контроль ситуации на 360 градусов. Машина буквально «начинена» оптическими и электронными системами, предупреждающими о приближении ракет или внезапном нападении.

Однако количество стран, участвующих в борьбе с F-22, слишком мало, чтобы его игнорировать в мире. Они также предпочитают реализовывать проекты. Например, Китай уже добился значительного прогресса в разработке своего истребителя пятого поколения J-20.

В то же время более дешевый F-35 уже поставляется в больших количествах в десятки стран. А для потенциальных покупателей Су-57 борьба с американскими «пингвинами» (так на военном сленге называют F-35) является первоочередной задачей.

Но, повторюсь, для российских истребителей 5-го поколения F-35 — очень легкая мишень, особенно в экспортных вариантах. Потенциал Су-57 избыточен. Поэтому многие страны не готовы платить серьезные деньги за машину, которая будет использовать до 30% своих возможностей.

Конечно, проблема резервных возможностей Су-57 хорошо известна российским авиастроителям. Так был запущен проект облегченной версии истребителя пятого поколения, получившей индекс Су-75 и маркетинговое обозначение CheckMate.

«Семьдесят пять» зарекомендовал себя как убийца пингвинов. Это одномоторный истребитель пятого поколения, обладающий отличной подвижностью. На борту имеется современное беспроводное электронное оборудование. Но при этом CheckMate не перегружен лишними функциями. По первым расчетам плата выглядела бюджетно и весьма заманчиво для потенциальных покупателей.

Стоит сразу отметить, что новинка является ведущей разработкой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Ростеха. Все работы по истребительной авиации ведутся за счет государственного бюджета. При этом Минобороны России немедленно сняло с вооружения Су-75. Новинку представили на МАКС-2021. Однако на Армейской выставке и форуме несколько месяцев спустя CheckMate не появился в виде масштабной модели, не говоря уже о «живом» табло.

Давайте пропустим сложные отношения между производителями самолетов и Министерством обороны. Однако надо признать, что без поддержки военных проект сразу начал терять свои возможности.

Характерной особенностью современного рынка вооружений является то, что покупатели отдают предпочтение продукции, используемой в стране-производителе. В противном случае договор не может быть заключен.

В 1990-е годы ситуация была прямо противоположной. Многие заинтересованные страны приняли участие в проекте на пилотном этапе. Например, так создавался популярный истребитель Су-30 2000-2010-х годов. Этот автомобиль представлял собой бумажный концепт начала 1990-х годов. Однако Индия согласилась оплатить дальнейшую разработку и испытания.

Нечто подобное произошло и с зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь». Стартовым заказчиком выступили Объединенные Арабские Эмираты. А ОАЭ вкладывают значительные средства в разработку и дальнейшее тестирование новых продуктов.

К сожалению, те времена ушли навсегда. Поэтому перспективы Су-75 выглядят фантастическими, особенно на фоне того, что все силы российского авиапрома брошены на разработку и серийное производство средств ПВО.

не все так плохо

На первый взгляд перспективы российских истребителей на международном рынке вооружений кажутся довольно пессимистичными. Конечно они выберут Су-57. Однако это страна очень ограниченных возможностей. Покупатели также, вероятно, будут ограничены 24 автомобилями. А судьба более дешевого и коммерчески привлекательного Су-75 терялась в тумане.

Но не все так печально, как кажется. Компания Special Military Operations добилась очередного огромного успеха на международном рынке. Речь идет об истребителе поколения 4++ Су-35. Сейчас «35-е» (вместе с Су-34) являются основной основной силой ВКС России в Северном военном округе.

Более того, Су-35 показал себя как многоцелевая машина. Они могут с высокой эффективностью использовать ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-37. А также – борьба с украинскими системами ПВО и атака наземных целей управляемыми ракетами и бомбами, оснащенными модулями планирования и модификации.

Анализ боевых возможностей Су-35 показал, что при оснащении штатным комплексом радиоэлектронной борьбы и разведки «Хибины» российский истребитель может поражать американский F-35 даже в дальних воздушных боях. О ближнем бою говорить не приходится. Здесь у тяжелого «Пингвина» нет шансов против «35-го» с изменяемым вектором тяги.

Кстати, российские авиастроители сейчас выполняют несколько экспортных контрактов на поставку Су-35.


Источник: Свободная Пресса / svpressa.ruСвободная Пресса / svpressa.ru

Loading...