Все новости
Темп стабильности
Сегодня на исторической сцене Большого театра состоится концерт, посвященный 95-летию Александры Пахмутовой. В его релиз не вошла песня еще одного юбиляра «И снова продолжается битва». В этом году этой песне исполняется 50 лет. Эта песня стала квинтэссенцией творческого стиля Александры Пахмутовой, о которой размышлял Игорь Гаврилов в ее день рождения.
В песне «И снова продолжается бой» сцена окончательно сливается с идеологией и становится одной из несущих стен, поддерживающих строительство брежневского режима. Тем не менее, работая над песней, Пахмутова смогла найти место современным ритмам в проверенных музыкальных стандартах.
«Было такое клише, что партийные собрания должны играть солидные, медленные песни, а вести их должен величественный баритон Большого театра, — рассказала Пахмутова, — а у нас были комсомольские собрания, энергичная молодежь». Песня «И снова продолжается бой» была ненадолго запрещена после ее первого исполнения на 17-м съезде ВЛКСМ. По словам Пахмутовой, это за молодежную энергетику и «роковые» барабаны. Ритмическая цельность и необузданный порыв, присущий песне, были выражены настолько ясно, что в неевклидовой вселенной она пересеклась бы с роком. И автор не единственный, кто об этом свидетельствует. Эту песню охотно исполняли группы «Ленинград», «Ногу раздавили!» И «Гражданская оборона». Лидер последней Егор Летов часто пел эту песню во время дружбы с нацболами (политическая партия, признанная экстремистской и запрещенная в РФ) в 1990-е годы.
По большей части рок-музыканты взяли консервативные и уставшие советские сцены и переделали их в гораздо более живые, современные и танцевальные сцены. Но где-то в этой напористой, маршевой, почти панковой страсти в песне «Первые шаги в жизни важны» уже заложена, рокеры ее не переделали, а, наоборот, казалось бы, чуждая «комсомольская» энергия.
Александра Пахмутова сформировала свой стиль в конце 1950-х годов и вообще не решалась заходить на чужую территорию. В 1964 году Арно Бабаджанян написал первый советский твист «Лучший город на Земле», а Юрий Саульский написал первый советский рок-н-ролл «Чёрный кот». Но Пахмутова и ее муж и соавтор Николай Добронравов уже выкладывали множество песен о военных и трудовых подвигах. Певица, исполняющая песни Пахмутовой, не могла много двигаться, всегда стояла перед микрофоном и смотрела на светлую улицу. В 1970-е годы, когда Давид Тухманов интересовался арт-роком и диско, а Геннадий Гладков пропагандировал музыкальную эстетику, Пахмутова и Добронравов продолжали писать ясные композиции, не содержащие во всех смыслах сложных структур и места для импровизации. Самое неоднозначное то, что философский минор лирики «Мы не можем друг без друга» трансформируется в примиряющийся с действительностью мажорный хор.
Александр Градский попробовал эту песню после традиционного поп-исполнения Муслима Магомаева и в духе «Child In Time» Deep Purple и «Stairway To Heaven» Led Zeppelin превратил ее в эпический хард-роковый боевик. . Так что у этой песни был такой потенциал. Но реализовать ее смог только Градский, пользовавшийся полным доверием авторов.
Потенциал нынешнего композитора раскрылся и в нескольких произведениях, написанных Пахмутовой незадолго до московской Олимпиады 1980 года. Рядом с грустной патокой песни о ласковом медвежонке Пахмутова исполнила совершенно неожиданный «Темп». София Ротару. Записанные с учетом мировой синтезаторной моды, рваные, напряженные отрывки вызывали скорее тревогу о неизбежности вечной борьбы, чем настроение триумфа. Нет веры в светлое будущее, есть только гонка за ускорением и скольжением во времени.
Задача была решена чисто музыкальными средствами, и строки Николая Добронравова «Мир, застыв, смотрит на твой успех» не смогли бы передать и радость победы, и горькую судьбу судьбы, если бы не талант его жены. . . Умение находить печаль в радостном — такая же часть стиля Пахмутовой, как и проверенный, лишенный всего лишнего героико-патриотический пафос.