Все новости

Уголь закапывается в убытки

Несмотря на обсуждаемые в правительстве меры поддержки, рентабельность экспорта российского угля не ожидается положительной. По расчетам «НЕФТЬ Research», отмена экспортных пошлин и тарифных скидок для РЖД лишь снизит среднюю убыточность поставок, которая сейчас оценивается в 45 тысяч рублей. В тоне. Ситуацию можно исправить, например, развивая экспорт через южные и северо-западные порты.

Из презентации исследования НЕФТИ «Экономический анализ экспорта российского угля» (есть в «Ъ»): Невозможно, чтобы меры по поддержке угольной отрасли превратили экономику предложения в профицит. По оценкам аналитиков, рентабельность поставок сегодня достигает 45 000 руб. От тона до направления и типа. Отмена экспортных тарифов улучшит экономику на 340-650 рублей, возврат понижающих коэффициентов и дополнительных скидок на тарифы РЖД улучшит экономику еще на 240-720 рублей.

По мнению аналитиков, наибольший эффект может дать снижение аренды полувагонов или дотация бюджета в размере 434 руб. До 3,7 тыс. руб. за тонну.

Как отмечает NEFT Research, юг и северо-запад считаются приоритетными зонами поддержки из-за перегруженности восточного полигона и захвата значительной части дальневосточных портов.

Аналитики подчеркивают, что основной причиной снижения рентабельности поставок является снижение мировых цен. На этом фоне возросла финансовая нагрузка и нагрузка на российские железные дороги и логистические компании. «С точки зрения поддержки отрасли существенный эффект могут дать только прямые экономические меры, а не целевые планы по квотированию или перераспределению потоков», — говорится в презентации. Однако даже после этого рентабельность угольщиков останется в «опасной зоне» и в случае отсутствия роста цен целесообразно обсуждать меры прямого субсидирования, указывает NEFT Research.

По данным Росстата, по итогам восьми месяцев 2024 года угольные компании получили чистый убыток в 4,9 млрд руб.

Убытки до налогообложения оцениваются в 34 млрд руб. По сравнению с 783 млрд руб. 357 миллиардов рублей. Доходы за 2022 и 2023 годы. С января по август 2024 года доля прибыльных компаний снизилась с 60,7% год назад до 48%, а доля убыточных компаний выросла с 39,9% до 52%. АК ТЭК предупреждает о риске корпоративного банкротства (см. "Ъ" от 28 октября).

В этой ситуации административные органы, такие как Минэнерго, обсуждают пути поддержки отрасли. В их число входит продление до 2025 года соглашения об экспорте угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии, Тувы, Якутии и Иркутской области, а также соглашения об экспорте угля в Новосибирскую область. Оно включает заключение соглашений, отмену экспортных тарифов, понижающих коэффициентов и коэффициентов. скидки. Таможенные пошлины РЖД и др.

Заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявил в октябре, что экспортные тарифы на энергетический уголь будут сохранены на нулевом уровне до конца этого года, тогда как тарифы на коксующийся уголь, скорее всего, останутся в силе в течение этого периода. Правительство освободило бурый уголь от пошлин по среднемесячной цене менее 63 долларов за тонну. С начала 2025 года будет введен налог на добычу полезных ископаемых, который будет расти в соответствии с ценами на уголь. Продление контрактов на экспорт угля с регионом поддерживают Минэнерго и Минтранс, но против этого выступает ОАО "РЖД" (см. "Ъ", 8 октября).

Но, по его словам, рентабельность поставок угля в Кузбассе составляет 1,5-2 тысячи рублей в зависимости от направления. В тоне. "Экономику экспорта можно улучшить, ограничив ставки аренды полувагонов и стоимость перевалки в портах", - говорит собеседник "Ъ".

Александр Котов, руководитель отдела консалтинга компании «НЕФТЬ Research», отмечает, что мощности восточных полигонов исчерпаны и единственный выгодный логистический маршрут в Азиатско-Тихоокеанский регион — через южные порты. «Перевозки по РЖД сократятся, а транзит грузов сократится», — говорит аналитик. Однако он добавил, что текущие оценки показывают сохраняющийся высокий дефицит пропускной способности железнодорожного транспорта до 2032 года из-за избыточных мощностей в портах, особенно в южном направлении.


Источник: "Коммерсантъ". Издательский дом"Коммерсантъ". Издательский дом

Загрузка новости...

Уголь закапывается в убытки

Загрузка новости...

Локомотив М - Факел
Loading...