Все новости
Боевые хомячки
Игры-кликеры с простейшей игровой механикой стали в этом году очень популярны. Они буквально перевернули игровую индустрию, показав, что при небольшом везении и большом маркетинговом бюджете максимальная простота может привлечь большую аудиторию. "Коммерсант-Ревью" выяснил, как устроена эта ниша и что ее ждет в ближайшем будущем.
Последним примером игры-кликера, ставшей очень популярной, является хорошо принятая игра Hamster Kombat. Чтобы заработать очки в этой игре, которую можно запустить в Telegram, просто нажмите на экран смартфона с изображением главного героя – хомяка. По сюжету он становится директором криптовалютной биржи и постепенно строит свою карьеру и становится всё богаче. Всего у игры около 300 миллионов пользователей, и все они верили в возможность получения реальной прибыли. Разработчики также пообещали провести листинг и разрешить вывод приобретенных токенов. Однако уже стало понятно, что летом много никто не заработает. Стоимость игровой криптовалюты на премаркете составила всего 0,01 USDT (около 1 рубля).
На самом деле этот очевидный провал не остановил развитие индустрии кликеров. Десятки других разработчиков пошли по пути, проложенному «Хомяком». На смену Hamster Kombat пришла аналогичная игра Capybara. Капибара — капибара, ставшая настоящим мемом в Интернете. Проект создан сингапурской студией Habby, которая явно рассчитана на детскую аудиторию. Как и в случае с хомяком в игре, все, что вам нужно сделать, чтобы позаботиться о капибаре, — это щелкнуть по экрану смартфона.
Простые кликеры-бананы также стали популярными. Это своего рода коллаборация четырех игровых студий: Pony, Sky, AestheticSpartan и Aaladin66. В игре просто нажмите на банан на картинке. После нажатия она вообще не меняется. Однако под бананом есть счетчик, показывающий, сколько монет заработал игрок.
Есть также менее известные игры-кликеры. Например, есть еще «Фермер Кликер», где вам нужно кликать по экрану, чтобы заработать деньги. Главный герой игры — странный молодой фермер с густыми волосами и без лица, который бегает кругами по своей ферме. Ему нужны семена. Или есть MTK Clicker Mafia, где игроки становятся лидерами преступного синдиката и должны зарабатывать деньги, чтобы продвигаться вперед.
В России тоже есть свой кликер. Например, Яндекс выпустил игру «Клюкер». Ее главный герой — забавный голубь, которого нужно щелкать или «клевать». Заработанные при этом баллы можно обменять на промокоды и бесплатные подписки в Яндекс.Плюс. В пресс-службе Яндекс.Плюса сообщили, что Клюкер уже попробовали более 2 миллионов игроков. Свой первый миллион долларов игра собрала уже в первую неделю после релиза.
Студия Gamebox, созданная как проект образовательной платформы Skillbox, также производит игры-кликеры. Как рассказал "Коммерсанту-Ревью" сооснователь Skillbox Сергей Попков, наиболее популярными играми являются Mist Dale Forges и Toy Park Tycoon, вышедшие в этом году. Они имеют уникальный механизм кликера. Однако само «нажатие» заменяется управлением движением персонажа в игровом мире. Mist Dale Forges — игра о чиновнике, служащем средневековому китайскому императору. Игроки должны построить кузницу для копий, мечей и рукояток для пороха. В игре Toy Park Tycoon игроки должны расширить свой парк развлечений.
Ян Янкелоз, директор по развитию бизнеса Overmobile, рассказал, что первые игры-кликеры появились в 2013-2015 годах. По его словам, на тот момент успешными были Cookie Clicker и Tap Tap Heroes. Разработчики, опрошенные "Коммерсантом-Ревю", рассказали, что создать игру-кликер сегодня совсем несложно. Совладелец студии разработки игр «Винторог» Денис Поздняков говорит, что так называемый тапер — это типичная браузерная игра, которая запускается во встроенном браузере Telegram. Их аудитория не очень привередлива, когда дело касается анимации и видео. «Профессиональная команда из 3–5 человек легко может создать такую игру за несколько недель и потратить на зарплату около 1–2 миллионов рублей», — говорит эксперт. «По большей части это самый примитивный тип игры с точки зрения геймплея и с примитивной графикой», — соглашается руководитель студии FireDevTeam Алексей Панин. Он отмечает, что, конечно, разработчики могли бы создавать красивые иллюстрации для таких игр, но мало кто это делает.
При этом многие существующие «кликеры» имеют достаточно продуманную архитектуру. Основатель студии #F90 Games Валерий Пазюк объясняет, что у нее высоконагруженный бэкенд (серверная часть) и оптимизированный фронтенд (пользовательский интерфейс). Кроме того, для этих игр разрабатывается ряд сложных инструментов и методов проверки действий пользователя, чтобы гарантировать, что мошенники не смогут обмануть других игроков.
Самая большая проблема, по словам разработчиков, — это не разработка таких игр, а их продвижение. По мнению Дениса Позднякова, на привлечение новых пользователей можно легко потратить десятки миллионов рублей. «Конкуренция на дорогах сегодня очень жесткая. «Вы должны платить за серверы, защищать свои данные, общаться с пользователями, разрабатывать и продвигать свои игры», — объясняет он. В то же время отдача от инвестиций в такие проекты может быть огромной. По словам Артема Волкова, руководителя игрового отдела студии Clockwork Drakkar, рентабельность инвестиций (чем выше окупаемость, тем быстрее окупаемость инвестиций) в тап-играх может достигать 9000%.
Прямо как в казино
Популярность игр-кликеров заключается в их простоте. Глеб Кадомцев, директор по маркетингу и партнерству студии Game Art Pioneers, говорит, что невероятно низкий барьер входа и ясность базовой механики позволяют ей привлечь огромную аудиторию. Спящий устанавливается и запускается сразу. «Игроки даже не задаются вопросом, почему они нажимают». Время, необходимое для завершения игрового цикла, контролируется игроком. Вы не только можете нажимать на экран в любое время и в любом месте, но также можете нажимать на экран в удобном для вас темпе. По сути, игроки обменивают свое время с цифрами на экране», — объясняет Денис Поздняков. Он добавил, что такие игры имеют хорошую обратную связь или обратную связь по сигналу. Когда игрок коснется экрана, что-то на экране будет извиваться и мигать, а количество ресурсов мгновенно изменится.
Артем Волков связывает популярность тапочек с эффектом «Skinner Box». Этот эффект назван в честь поведенческого психолога Берреса Скиннера. Ученые проводили эксперименты, помещая животных в специальные «коробки». Там они получали еду в качестве награды за различные действия. Как только животные поняли механизм, они продолжали вести себя подобным образом, несмотря на то, что им пришлось долго ждать. «Игры с тапированием также создают простые циклы действий, аналогичные тем, что есть у людей, и в результате игроки получают награды. Все это вызывает привыкание», — объясняет г-н Волков. Я также думаю, что общечеловеческое стремление к накоплению и страх потери толкают людей к играм-кликерам. «Мозг работает таким образом, что терять что-то, что нам принадлежит, неприятно. И это порождает тягу к накоплению», — добавляет эксперт.
Разработчики, опрошенные «Коммерсантом-Ревю», отметили, что многие механики кликера позаимствованы из прошлых игр. Глеб Кадомцев отмечает, что тапалки похожи на игру «Три в ряд», где нужно соединять в ряды одинаковые предметы. Эти игры также напоминают популярный в 90-е годы Тамагочи. Константин Негачев, сооснователь компании, занимающейся разработкой цифровых продуктов и иммерсивных решений VRT, говорит, что Clickers позаимствовала механизм ухода за домашними животными у Тамагочи. «Как и Тамагочи, многие кликеры привносят элемент ухода за виртуальным существом или объектом», — говорит он.
«Большинство таперов используют экономические механизмы, в основном «магнатские» игры, то есть симуляторы сохранений, — говорит Денис Поздняков. — Если полностью упростить какую-нибудь SimCity, выпущенную в 1989 году, то вы увидите на экране своеобразный симулятор с увеличивающимися цифрами. "
Главный редактор RuStore Варвара Юмина сравнивает кликеры с некоторыми ролевыми играми, такими как Candy Box, где игроки пытаются получить больше конфет. Юмина добавила, что некоторые кликеры добавляют визуальные отсылки к другим жанрам, таким как прошлые 8-битные хиты (популярные игры включают Super Mario и Tetris) или игры в стиле аниме.
Валерий Пазюк считает, что тапалка содержит и стратегические элементы. «Кликеры включают в себя механизмы прокачки и распределения ресурсов. Игроки должны войти в систему в определенные периоды, чтобы автоматически собирать то, что они накопили, и приобретать улучшения, которые обеспечивают дополнительный офлайн-доход», — говорит он. Алексей Панин сравнивает кликеры и слэшеры. «Обе игры имеют схожую механику: вам придется щелкать мышкой, не задумываясь о сути игры», — объясняет он.
В то время как некоторые разработчики верят в потенциал нишевого рынка, другие уверены, что увлечение такими играми скоро угаснет. После неутешительных ожиданий по итогам недавнего airdrop (раздачи во время листинга монет) интерес к кликерам пойдет на убыль, уверен Валерий Пазюк. Олег Рожнов считает, что цикл популярности подобных проектов составляет 5 лет. «Первые два-три года они растут и набираются сил, а затем спокойно доживают оставшуюся часть цикла со своей сформировавшейся аудиторией. Судя по некоторым обновлениям игры, в ее разработке идет второй год. Поэтому я предполагаю, что на этом рынке будет еще один год бурного роста, а затем пара лет спада и консолидации лидеров», — указывает он. Алексей Панин более категоричен. Он говорит, что, вероятно, никто не вспомнит игру-кликер через шесть месяцев или год. «Тенденции в игровой индустрии меняются очень быстро».
Этот текст — часть нового проекта ИД «Коммерсантъ», посвященного тенденциям бизнеса и финансового рынка. Больше контента с аналитикой, экспертными интервью и авторскими колонками по ключевым секторам российской экономики вы можете найти на нашей странице обзора.
В Татарстане предложили запретить продавать топливо на АЗС жителям младше 16 лет