Все новости
SpaceX как витрина экономики данных: почему ракета тоже гаджет
Часто говорят, что для стартапов неудача при запуске продукта — это не конец и не катастрофа, а, скорее, источник ценных знаний и путь к успеху. Этот метод развития ответственен за необычайно быстрое развитие информационных технологий и утверждение цифровых аспектов нашей жизни. Быстрая разработка, частые выпуски версий для тестирования продуктов в реальных условиях, сбор отзывов и устранение ошибок в следующей версии — это классические, широко повторяющиеся подходы к ИТ-сектору. Однако при разработке сложных систем и объектов материального мира преобладает иной, более старый, линейный подход, уточняющий отдельные этапы масштабного проекта посредством детального долгосрочного планирования. Это традиционно реализуется государственными космическими агентствами по всему миру.
Проблема традиционных подходов заключается в том, что они не могут воспользоваться преимуществами мира, управляемого данными. Конечно, разработка, основанная на данных, уже используется в некоторых отраслях за пределами ИТ, но трудно найти более яркий пример, чем SpaceX, и этот пример ясен и блестящ.
Любой, кто смотрел хотя бы одну прямую трансляцию запуска SpaceX или смотрел запись, заметил (но, вероятно, не обратил особого внимания) картинки и цифры внизу кадра. Он скудно, но четко отображает некоторые телеметрические данные, полученные от корабля и верхних ступеней, включая скорость, высоту над поверхностью, уровни топлива и окислителя в баках, количество работающих двигателей и угол тангажа. Важно признать, что это лишь верхушка огромного айсберга, который собирается в реальном времени во время каждого полета и испытания.
В пятом испытательном полете Starship находился на суборбитальной орбите около часа после отделения верхней ступени, а затем начал снижаться, постепенно входя в более плотную атмосферу. Вплоть до финального плеска воды в Индийском океане в конце программы полета сотни тысяч зрителей в прямом эфире наслаждались четкими, красивыми (и красочными) фотографиями корпуса корабля в хорошем разрешении с нескольких точек. Глядя на экран, мне пришлось напомнить себе, что это был не спецэффект в студии, не рендеринг мощной современной генеративной моделью ИИ, а прямая трансляция с аппаратуры, летящей на высоте около 200 км. При движении со скоростью, превышающей 25 000 км/ч, он перегружается и превращается во все более плотный слой плазмы, превращая в него воздух при прохождении через него тела на таких скоростях. Помимо эстетического удовольствия, эта уникальная трансляция продемонстрировала впечатляющую широту и надежность канала связи космического корабля с Землей. Хоть видео и не занимало всю доступную пропускную способность канала, но в основном оно было заполнено телеметрией, заполняя все системы корпуса и корабля, танки, двигатели, рули направления и различные многочисленные пункты управления.
Комментаторы обсудили победы команд SpaceX и Starship и вкратце напомнили о принадлежащем той же компании сервисе Starlink, который также стал победой. Практически безупречная передача и большое количество телеметрических данных от запуска до высадки в Индийском океане продемонстрировали впечатляющие новые возможности связи с использованием группировки спутников на низкой околоземной орбите. Starlink создал привлекательную рекламу в глазах клиентов, которым нужно не только публиковать селфи из диких мест, куда не доходит интернет, но и получать данные о самых разных экстремальных ситуациях из любой точки Земли и экзотических мест в ближайшем окружении. -Земное пространство. . Возможно, вы сможете не только получать заказы, но и отдавать их.
Одной из ключевых концепций современной экономики данных является концепция цифрового двойника (интересно, хотя эта концепция существует уже несколько десятилетий, сам термин был придуман экспертами НАСА в 2010 году). Вы можете себе представить, как массив данных от каждого запуска улучшит качество и прогнозные возможности пар продуктов, производимых SpaceX. В то же время аварии и чрезвычайные ситуации являются особенно ценным источником данных. Сравнивая моделирование полета цифровых двойников с подробными результатами телеметрии в реальном времени, вы можете быстро определить, когда данные модели расходятся с наблюдаемыми данными. Соберите данные и в конечном итоге определите, в чем проблема.
В мире, управляемом данными, наличие уникальных данных дает вам огромное конкурентное преимущество. Нет сомнений в том, что SpaceX знает об этом и пользуется этим. Конечно, работая по контракту с НАСА, компания передает агентству много данных, но редко все. Гораздо меньше разговоров об открытом доступе. В результате конкурентам SpaceX приходится догонять и по объёму накопленных данных, а это очень непростая задача.
После пятого испытательного полета ввод Starship в коммерческую эксплуатацию уже не кажется надуманным, но до этого момента еще далеко. Но тогда звездолеты начнут оказывать заметное влияние на экономику Земли. Прежде всего, ожидается, что стоимость доставки полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту снизится примерно в 20 раз по сравнению с сегодняшней. Говоря понятными словами, это будет аналогично цене наземной международной экспресс-доставки авиатранспортом.
А пока нам придется терпеливо ждать следующего шестого испытательного полета Starship. За это время они планируют опробовать еще одну никогда ранее не существовавшую технологию: способ заправки космических кораблей на низкой околоземной орбите. Он нужен для строительства обитаемой лунной базы и вообще налаживания грузовых потоков (и человеческого транспорта) между Землей и Луной. Нам еще предстоит понять и увидеть, как развитие спутников и орбит повлияет на жизнь на Земле. На самом деле его нет в серии «Для всего человечества».
Мнения редактора могут не совпадать с точкой зрения автора.
Экс-полковник СБУ Прозоров: Запад спишет Зеленского, подставив под ракетный удар
В Калужской области будут судить мужчину, который жестоко избил двух пенсионеров