Все новости

В Татарстане изучают вопрос новой инициативы по обеспечению лекарствами орфанных больных

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Государственного Совета Республики Таджикистан подтвердил соответствие отдельных норм федерального закона Основному закону страны. В частности, парламент Татарстана поручил изучить статью 16 части 1, пункт 10 и статью 83, пункт 9 Федерального закона "Об основных принципах охраны здоровья граждан Российской Федерации".

Эти нормы налагают обязанность по обеспечению лекарствами граждан с редкими (орфанными) заболеваниями в регионе. Однако зачастую субъекты страны не имеют для этого достаточных средств, что подрывает право жителей страны на всеобщую доступность медицинской помощи, отмечают авторы запроса. В 2020 году были приняты поправки в Конституцию РФ, подтверждающие право на охрану здоровья всех россиян независимо от места жительства и других факторов.

Затраты на поддержку пациентов-сирот очень высоки, а возможности местных бюджетов различаются. Это создает неравенство между пациентами по месту жительства, говорится в запросе республики.

Единственный способ для этих пациентов получить жизненно важное лечение – это получить лекарства от государства. Обычно, когда населенные пункты недостаточно финансируются, пациенты обращаются за судебной или административной защитой. Однако даже если вы выиграете дело в суде, вы не сможете немедленно получить лекарства.

Существующие дисбалансы ограничивают доступ пациентов к медицинской помощи, что нарушает ряд положений Конституции Российской Федерации. Устранение этих противоречий позволило бы создать более надежное приоритетное снабжение лекарствами на федеральном уровне, отметили республиканские юристы. • Допустимо ли распределение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, где большая часть финансовой нагрузки по поставкам лекарств лежит на региональном бюджете? • Соблюдается ли гражданское равенство в той мере, в какой качество медицинской помощи пациентам с редкими (орфанными) заболеваниями зависит от экономических возможностей региона, в котором они живут.

В конце сентября Конституционный суд РФ вынес решение по запросу парламента Татарстана, но не так, как надеялась республика. Спорные нормы были восприняты как несовместимые с основным законом России, поскольку они не предусматривали механизма обеспечения лекарствами нуждающихся, когда регионы не имеют для этого финансовых возможностей. Поэтому законодатель взял на себя обязанность предусмотреть резервный механизм обеспечения лекарствами отдельных категорий пациентов.

Полностью не согласен с доводами депутатов Татарстана от Конституционного Суда РФ, ссылающихся на ранее принятое решение по этому вопросу (№ 1054-О от 2 июля 2013 г.). Суд ограничился детальным анализом механизма медикаментозного обеспечения детей-сирот.

В запросе республики указывалось, что отсутствие единого подхода к оказанию медицинской помощи пациентам-сиротам приводит к «медицинской миграции». Семьи вынуждены переезжать в другие города, потому что у них есть необходимые врачи и лучшие запасы лекарств. медицинское оборудование. При этом место жительства пациента не должно влиять на его возможность получить лечение, отмечают авторы обращения.

"Конституционный суд РФ не рассматривал этот вопрос в полной мере, а лишь указал на то, что при переезде пациента из одного субъекта в другой невозможно передать уже приобретенные лекарства или выделенные средства", - пожаловались в республике. По решению Конституционного Суда РФ.

Парламент Татарстана указал на необходимость перераспределения обязанностей между регионами и федерацией, отметив целесообразность передачи закупки дорогостоящих лекарств для детей-сирот на уровень федерального бюджета. Однако в решении Конституционного Суда нет решения по этому вопросу. Даже если у региона недостаточно средств для обеспечения лекарствами, это не освобождает его от ответственности перед гражданами. При этом в постановлении отмечается, что определение компетенции органов государственной власти по предметам общего ведения, связанным с выполнением функций социального государства, не означает, что Российская Федерация "перестает нести ответственность". Ситуация на местах».

Зачастую гражданам с орфанными заболеваниями, финансируемым из федерального бюджета по решению Медицинской комиссии, назначаются рецептурные препараты, не включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ, и не зарегистрированные в государстве. При этом обеспечение лекарствами также является обязанностью субъектов РФ.

— Резолюция не ответила на ключевые вопросы. Ответов на то, что делать, если финансовые возможности региона не позволяют ему оказать адекватную поддержку пациентам, не было. Потому что это влечет за собой появление зависимости от масштаба поддержки, оказываемой пациентам. В его резиденции это нарушило бы его основные конституционные права. В то же время проведение соответствующих согласований между центрами и регионами при отсутствии бюджетных средств для последних отнимает много времени и ставит под угрозу бесперебойное оказание необходимой помощи пациентам, отметили в республике.

До создания предварительного механизма Конституционный суд России не решал, как действовать сегодня. Большая часть полномочий по обеспечению лекарствами пациентов-сирот по-прежнему принадлежит субъектам штата.

Мидхат Курманов, бывший министр юстиции РТ, эксперт по конституционному праву, подтвердил, что в республике уже несколько лет ведется работа по решению проблемы лекарственного обеспечения граждан с орфанными заболеваниями. В качестве примера он привел примеры своей работы, когда он возглавлял Минюст Татарстана. Женщина, не получившая дорогих и важных лекарств, обратилась в Вахитовский суд Казани, а тот обратился в Конституционный суд за утверждением. Чья это власть: региональный или федеральный центр?

«Вахитовский суд поступил очень мудро и написал, что, несмотря на обращение в Конституционный суд РТ, лекарства все равно должны быть предоставлены. «Конституционный суд ответил, что это зарезервировано за субъектом по закону, поэтому это должно быть предусмотрено», — пояснил он. Что касается нынешней ситуации, я считаю, что парламенту Татарстана не следует обращаться в высший судебный орган конституционного контроля России. «Он уже высказал свою точку зрения».

«Не только в Татарстане, но и в Марийской республике или Ульяновской области – где вы возьмете 50 или 20 миллионов рублей на одного пациента?! Это ерунда! Поэтому я считаю, что согласно Конституции здравоохранение – это обязанность государства, наша страна – Российская Федерация, и мы обязаны обеспечить наших граждан дорогими лекарствами», – заверяет он.

«Реальное время» поинтересовалось, рассматривают ли татарстанские законодатели возможность подготовки законодательного плана по передаче положения о закупке дорогостоящих лекарств для детей-сирот на уровень федерального бюджета. Так какой период времени и какие работы запланированы по этой части?

«Дело находится на стадии исследования», — ответили «Реальному времени» в Госсовете Татарстана.

Однако ранее парламент Татарстана внес аналогичную инициативу в Госдуму. Поскольку дальнейшего прогресса не произошло, был направлен запрос в Конституционный Суд РФ, поскольку, по убеждению автора, существующий порядок обеспечения лекарствами пациентов-сирот нарушает их конституционные права.

Медицинское сообщество республики также разделяет это мнение. Невозможно полностью доверить закупку столь дорогих лекарств местным бюджетам. От этого страдает и сам больной.

По его словам, решить проблему поможет только федеральная программа. В настоящее время Москва отдает должное фонду «Круг добра», который был основан в 2021 году для поддержки детей с редкими (орфанными) заболеваниями. Однако справиться с лечением всех пациентов не удается, и сейчас возникают проблемы с обеспечением лекарствами «выпускников», то есть взрослых пациентов (старше 19 лет). Поэтому проблему приходится решать локально, что не всегда возможно, отметил Вавилов:

— Вам всегда приходится брать с собой карандаш и калькулятор, чтобы посчитать финансовую емкость вашего района? Если нет, то как насчет региона? Они ничего не сделают, а родственники будут писать жалобы. Это не посадит корабль на мель. Огромный рост цен на орфанные лекарства. Несколько лет назад оно запросило 31,5 млн рублей на поставку препарата «Орфадин» в Россию. Это годовое лечение мальчика, и я привез его из Германии за 6 миллионов долларов. Разметка включена! От этого выигрывают компании, закупающие орфанные препараты. Цены в разы выше, поэтому ни у федеральных властей, ни у местных властей не хватает средств.

«Сегодня все говорят о централизации, и на самом деле очень многое централизовано, поэтому и деньги должны идти соответственно», — говорит ветеран медицинской общественности Татарстана. Он добавил, что регионы не смогут закупать такие препараты самостоятельно. «Также было бы неправильно, если бы весь бюджет республики тратился только на лекарства и лечение орфанных заболеваний. Есть много других проблем, которые требуют финансирования. Эту проблему невозможно решить силами одного региона. А когда это связано с закупками, где крупные закупки производятся централизованно, то скидки увеличиваются, а нарушений уменьшается», — заявил ведущий.

«Жизнь человека не может зависеть от финансовых возможностей»

В Управление Департамента по правам человека Татарстана также регулярно поступают обращения от граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Как рассказала «Реальному времени» Сария Сабурская, аппарат омбудсмена только и занимается решением этих вопросов, в первую очередь консультируя граждан, как их решать, и поднимая вопрос в Минздраве РТ.

По ее словам, организация обратилась в Минздрав и правительство республики с просьбой увеличить финансирование этой категории граждан, страдающих орфанными заболеваниями. В 2018-2019 годах более 130 человек нуждались в дорогостоящих медицинских услугах, в том числе в специальном лечебном питании. Несовершеннолетние дети получали поддержку из бюджета, но по просьбе омбудсмена было решено распространить эту поддержку и на взрослых пациентов.

Другая проблема связана с обеспечением пациентов с диагнозом СМА препаратом «Спинраза» стоимостью 7 млн ​​рублей за флакон. При этом чем раньше больному ребенку было введено лекарство, тем более выражен положительный ответ. Поэтому было много запросов на это.

«В связи с этим мы обратились к Уполномоченному по правам человека РФ с просьбой разрешить применение препарата в стационарных условиях. К сожалению, данный препарат не включен в следующие клинико-статистические группы для лечения больных: Она так охарактеризовала Сарию Сабурскую: «Мы также получили положительный ответ на это, и сегодня эта тема удалена. Конечно, мы должны идти дальше. Жизнь человека уж точно не может зависеть от финансовых возможностей.


Источник: Реальное времяРеальное время

Loading...