Todas las noticias
Обман у всех на глазах: поможет ли раскрытие наценки на продукты притормозить рост цен
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрей Рябоконь подготовил федеральный план, который обязывает продуктовые сети размещать на своих ценниках информацию о собственном повышении цен на социально значимые продукты питания. Этот список был утвержден 14 лет назад и указан в постановлении Правительства РФ № 530 от 15 июля 2010 года.
В списке 24 пункта. Сюда входит мясо (кроме бескостных продуктов), многотертые куриные яйца и сливочное масло, питьевое молоко, хлеб, некоторые крупы, овощи. Однако, например, в качестве фруктов указаны только яблоки.
Участники рынка теперь обеспечивают реализацию социально значимой продукции с минимальным ростом цен. Другое дело, что торговля всегда была бизнесом, направленным на получение прибыли. И если повышение цены на товар минимально, ритейлер компенсирует его другими версиями этого товара.
Как рассказал Андрей Рябоконь, федеральный перечень минимален, цены на эти товары можно контролировать, это прерогатива правительства России.
Таким образом, если покупатель заметит значительное повышение цены, он может обратиться в ФАС, и ФАС сможет провести проверку по этому конкретному товару.
Как подчеркнул Андрей Рябоконь, конечно, в экономике есть еще инфляция и спекулятивный рост.
Тот же банан и сметана
Эксперты, опрошенные 78.ru, не припоминают, чтобы в мировой практике было что-то подобное.
Михаил Лачугин, независимый консультант, занимающийся продвижением продуктов питания в торговых сетях, отмечает, что Федеральный перечень социально значимых товаров был утвержден в 2010 году. Конечно, документ необходимо доработать.
Как подчеркнул Михаил Лачугин, не совсем корректно говорить о том, что наценка выше или ниже по каким-то конкретным категориям. Более корректно обсуждать категории в этом контексте. Потому что на некоторые конкретные товары наценка может составлять 2-3-5%, а на некоторые другие товары - до 40%.
Совладелец «Реала» Александр Мышинский также утверждает, что большинство ритейлеров не повышают цены на социально значимые товары. Но если кто-то хочет вложить тяжелую работу и затраты, он это сделает, и никакая публичная надбавка не поможет.
Он также упоминает такие вещи, как ретро-бонусы.
Как пояснил Михаил Лачугин, речь идет о том, что розничная сеть условно продаст, например, 1 миллион бутылок молока за определенный период времени, и при выполнении условий производитель выплатит ритейлеру вознаграждение. Ретро-бонусы по закону ограничены 5% от проданного количества.
Примечательно, что Резолюция 530 включает и второе положение. Он в принципе запрещает ретроактивные бонусы для производителей при поставках некоторых социально значимых продуктов, таких как курятина, молоко (с определенными жирами), хлеб и хлебобулочные изделия со сроком годности менее 10 дней.
Иван Кузнецов, аналитик продовольственного рынка и предприниматель пищевого производства и агробизнеса, поясняет, что из федерального списка важно понимать: Вся продукция в списке уже давно производится в России. Никакого дефицита здесь быть не может и, по здравой логике, не должно быть доходов.
Эксперты отмечают, что когда продукты питания становятся дорогими, все начинают говорить о еде. Но никто не предлагает раскрыть секрет того, как формируется рост цен на топливо и бензин. И его стоимость серьезно отражается на стоимости продукта.
После того как законодательный орган одобрит инициативу в двух чтениях, она будет направлена на рассмотрение в Госдуму.