Все новости
От Охты до Ладоги: как ж/д времён Российской империи спасла блокадный Ленинград
Сам термин «дача», по преданию, появился при Петре I, который начал раздавать землю своим сподвижникам с условием, что они улучшат земли вблизи столицы. Таким образом, нуждающиеся были в отпуске и всегда были рядом в случае необходимости. Действительно, от этих царских подарков образовалось слово «дача».
В конце XIX века, с отменой крепостного права, обеднением дворянских имений и развитием железных дорог, дачная жизнь уже не была прерогативой элиты и стала доступна многим горожанам. На этом этапе жизнь за городом становится своего рода упрощенной, широко доступной копией усадебной жизни дворянских семей. На машинах едут все: и торговцы, и деревенские жители, и простолюдины. Это была полная противоположность дворянской собственности. Даже внешне они были принципиально разными. Если усадьбы были связаны с древними традициями, то загородные дома, как правило, были связаны с русскими народными традициями.
В Чехове Лопахин говорит о бизнес-проектах: Дачи, тогда годовой доход у вас будет всего 25 000 долларов». Кстати, чтобы представить, насколько это выгодно, нужно просто перевести эти 25 000 в сегодняшние деньги. Сейчас это будет чуть больше 40 миллионов рублей в год.
Поэтому вы можете себе представить, насколько привлекательна земля, расположенная под Санкт-Петербургом, с точки зрения развития этого бизнеса. Но в те времена не было автомобилей, поэтому наибольшую прибыль можно было получить только на земле рядом с железной дорогой (что-то говорит Лопахин в «Повести Чехова»). Но и сейчас транспортная доступность дачи играет важную роль в ее цене.
Покинув этот пост, барон начинает активно пропагандировать идею строительства железной дороги до Ладожского озера по двум причинам. Во-первых, на его земле под Ириновкой были залежи торфа, а торф в то время был ценнейшим топливным материалом, который можно было поставлять в Петербург для заводов и фабрик. Во-вторых, землю вокруг железной дороги можно превратить под дачи.
Современники вспоминают, что поезд двигался по дороге очень медленно, со скоростью 20 км/ч, так что можно было выйти в любом месте пути. Интервал полета составил около 20 минут. В церковные праздники охтинцы стекаются в экипажи, чтобы добраться до церкви Ильи Пророка в Порохове. Если мест не хватало, к паровозу прикрепляли простую площадку и ставили скамейки.
Но грянула Великая Отечественная война и город оказался в блокаде. И вообще, тупик Ириновской железной дороги, перевозившей торф и дачников, оказался для города стратегически важным. Потому что позволяет перевозить большие объемы грузов по «Дороге жизни». А поскольку барон Корф для решения своих личных проблем решил построить железную дорогу до Ладожского озера, то можно было бы снабжать осажденный город продовольствием на протяжении всей войны. А после прорыва блокады по этой линии в феврале 1943 года прошел первый поезд на Ленинград.