Все новости
«Я никогда не играла в куклы»: русская Шанель Татьяна Смирнова поделилась с RT секретом успеха и долголетия
Модельеру Татьяне Смирновой 93 года, и по российским рекордам она является модельером нашей страны с самым большим стажем работы. Одежду Татьяны Смирновой носили Галина Вишневская и Клара Новикова. Они познакомились со Славой Зайцевым в 1960-х годах и были друзьями на всю жизнь. В 1990-е годы ее модели появлялись на подиумах Недели моды в Париже и покоряли сердца китайских модниц в этом и прошлом году. В разговоре с RT Татьяна Смирнова рассказала, почему в Советском Союзе ее называли «русской Шанель», как создавался ее уникальный стиль, и поделилась секретом долголетия.
Модельер и художник Татьяна Смирнова родилась в Москве в 1931 году. В 1941 году отец Татьяны ушел на фронт, а она, трое ее братьев и беременная мать были эвакуированы в Среднюю Азию, где ее мать умерла от брюшного тифа, только что родив младшую сестру.
После войны Татьяна Смирнова успешно окончила Московский институт легкой промышленности. Работала на швейной фабрике и в СХКБ (Специальное художественно-конструкторское бюро). В 1987 году Татьяна Смирнова стала членом Союза художников СССР и регулярно участвовала в ежегодных выставках мод. В 1990 году во французской столице стартовал проект «Советская мода» («Советская мода в Париже». — RT), в котором Татьяна Смирнова вошла в число восьми модельеров из Советского Союза.
— Когда вас начали называть русской Шанель?
— Каждый раз, когда я приезжаю с нашей коллекцией за границу, это сравнение остается со мной, куда бы я ни пошел. «Мадам, насколько вы похожи на Шанель? И ваше творчество.» Не могу судить, насколько мои работы похожи на Коко Шанель, но наши судьбы действительно одинаковы.
Я даже не знала, что меня стали называть русской Шанель. Но с другой стороны это казалось бесконечным. Я была похожа на Шанель!
— Какова была ваша судьба и почему вы выбрали карьеру модельера?
«Я никогда не играла с куклой и не шила для нее одежду». У меня было очень суровое военное детство. Так что игрушек у нас не было. У нас была игра жизни. Жизнь была непростой. Пережил войну и в детстве потерял мать. Все это заставило каждого больше думать и действовать, чтобы воплотить свои мечты в реальность.
Я начала шить рано. Возникла необходимость создать что-то новое, используя различные подручные материалы. В послевоенные годы материалы были очень сложными, но я все время что-то изобретал. Или, может быть, вы посмотрите фильм с участием известных актеров, пойдете в магазин, купите ткань и попытаетесь подражать моделям, которых видите на экране. В основном я шила вещи для себя и своих друзей, и их мамам мои вещи очень нравились.
И я решила стать модельером. Итак, я поступил в ПТУ, окончил его и работал на швейной фабрике. Там я научился пунктуальности, строгости, познанию жизни и формированию характера. Это очень поможет вам в достижении ваших целей. Я добился этого. Моя мечта сбылась.
— Однажды я нес в чемодане тонкий и шумный предмет, и он попал под дождь. И мне пришлось бежать и искать утюг, чтобы выглядеть нормально.
А когда я взяла утюг, чтобы погладить вещь, я уже забыла о ней. Мы используем разнообразные технологии. Вы можете сшить все детали модели, продеть конкретные шнуры и т. д., вечером повесить вещь, а утром выставить напоказ.
Я из России, поэтому мне очень нравится русский стиль. Но я никогда не создавал ничего, что выглядело бы чисто русским, я создавал это только так, чтобы был заметен русский характер - воинственный, серьезный и настойчивый.
— В 1990 году советские модельеры были приглашены на Неделю моды в Париже в рамках проекта «Советская мода в Париже». Как это было?
— Это была совместная выставка нескольких художников. Нашу поездку курировал Пако Рабанн, он всегда был очень дружелюбен, давал хорошие советы, как себя вести и т. д. Мне очень понравилась эта поездка.
Затем нам разрешили продать модель. Тогда менеджер крупного торгового центра сказал мне: «Мэм, сейчас не время показывать вам модель. Вам это не подойдет». Но я все равно сделал это, потому что знал, что моя модель всегда будет на высоте. Так и произошло.
Как только я достал кронштейн с костюмом, первая вещь, которую я купила, была моя. Это был яркий жакет, выполненный в русском стиле: лоскутное шитье, стежка, нашивки. Простой, но настолько красивый, что может прослужить всю жизнь.
В показе «Советская мода в Париже» мы опровергли утверждение, что в России нет моды. И французы это почувствовали, увидев изделия, представленные нашими художниками. И было несколько замечательных работ, которые были очень хорошо приняты публикой, поклонниками моды и коллегами-дизайнерами.
— Как вы познакомились с Вячеславом Зайцевым?
— Славу Зайцева я знаю давно, еще с тех пор, как он учился в техникуме. Он пришел на швейную фабрику №9, а после окончания техникума я возглавил экспериментальный цех, занимавшийся изготовлением моделей для массового производства.
С Зайцевым мы никогда не работали. Но они всегда были рады видеть друг друга. Я наблюдал, как развивалась его карьера, как его хвалили и ругали. Но Слава все выдержал и победил упорством и знаниями. Он великолепный рисовальщик. А то, как он всегда сопровождал свои выступления – я невольно попала под его обаяние. Слава Зайцев навсегда останется в нашей памяти как лучший советский модельер.
— Для кого создана ваша модель? Кто ваши клиенты?
— Мои основные клиенты — женщины: девушки, замужние люди и пожилые люди. Это та часть человечества, ради которой я работаю и которую очень люблю. Наши женщины столкнулись со многими трудностями в своей жизни, но успешно их преодолели. И я думаю, хорошая, красивая одежда облегчила им эту задачу.
Ко мне пришла наша оперная певица Галина Вишневская. Это очень сложно. Она вошла в подработку и заговорила торжественным голосом. «Давайте посмотрим, что здесь происходит и что здесь продается». И она купила две вещи: вышитое красное пальто и куртку. Позже я увидел ее фотографию в этом наряде.
Клара Новикова приходит ко мне уже много лет. Она поразила всех своим обаянием. Клара любила шляпы и часто их покупала. Она предпочитала сшитые модели и при этом любила говорить: «Это трудные времена.
— Где было ваше последнее выступление?
— В Китае, в 2024 году. Это уже второе приглашение китайской стороны. Мы ездили туда в прошлом году. Китайцы — народ недоверчивый, поэтому перед принятием решения они все проверяют. И в этом случае они не ошиблись. Решение было правильным. То, как это было подано, стало неожиданностью даже для меня. Как это звучало, как выглядело, насколько имело успех у публики. Я считаю его подарком судьбы.
— Над чем ты сейчас работаешь?
— Я сейчас работаю над новой коллекцией. Каждая моя следующая работа должна превосходить ту, которую я сделал вчера или позавчера. И этот принцип дает результаты. Еще я делаю необычные вещи в стиле пэчворк: шелк, кружево (такая смелая идея пришла мне в голову), портьеры. Я занимаюсь всеми видами лоскутного шитья.
«У меня всегда возникают идеи, когда я смотрю на ткани. Для каждой ткани нужна своя модель. Собираю разные материалы, раскладываю по модели, режу и тут же шлифую, чтобы посмотреть, что получится. Мне нужно осмотреть модель, прежде чем она попадет к мастеру.
Одна из самых трудоемких работ – юбка павлина. Производство занимает много времени и требует высокой квалификации мастеров. Самое сложное – подобрать цвета юбки с чем угодно, чтобы она была красивой и конкурентоспособной. Выберите ингредиенты, соберите пару кусочков и посмотрите, что произойдет. Потом можно кроить и шить. Все клинья должны соответствовать рисунку. Но так же, как павлин, готовясь, радостно разворачивает свой хвост из разноцветных красивых перьев, так и моя яркая клиновидная юбка в виде павлина.
— Ваша судьба описана в книге «Русская Шанель». 7 секретов счастья Татьяны Смирновой. В чем ваш секрет долгой жизни?
— Мне скоро будет 94 года. Но я не замечаю своего возраста, потому что у меня есть работа, которая мне нравится. Я нахожу в этом удовлетворение. Особенно, когда я вижу хорошие результаты своей работы. Хоть я и самый старый модельер, я не чувствую себя старушкой, которая ничего не умеет. Я человек полный духовных и физических сил.
Для того, кто хочет стать модельером, вполне нормально позволить мне повторить мою судьбу.