Все новости
Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика
В общем, вчера собиралась написать про озон, а сегодня собиралась написать про позитив. Но в итоге мне пришлось довольно долго обсуждать ситуацию с коллегами из-за последних новостей о вчерашнем самолете, а происшествие интересное, поэтому я займусь им сегодня.
Новости стали появляться одна за другой в «Самолете», сначала с новостью о выходе «Киевской площади», мажоритарного акционера с 10% акций, а затем с новостью о том, что Михаил Кенин, один из двух крупных акционеров с 31,6% акций , тоже привлекал внимание. для покупателя его доли. В этот момент цена акций «Самолета» вчера резко упала. Потому что это уже чем-то похоже на побег с тонущего корабля.
Если вы не знали, Киевская площадь считается находящейся под контролем правительственных чиновников, и многие полагали, что это обеспечило спонсорство самолета, что на самом деле привело к его росту.
На этом фоне «инсайдеры» прочесали общественность ТГ. • Никто не говорил, что в следующем году «Самолет» обанкротится. • Никто не сказал, что Самолет находился в очень плохом состоянии или что земля была частично конфискована. • Никто не продавал квадратные метры и доли. Однако деньги вывозятся за границу; • У «Аэроплана» нет дефицита оборотных средств, растет задолженность перед подрядчиками и субподрядчиками; • Проблемы с подрядчиками в странах СНГ, которым «Аэроплан» должен деньги за работу. Нет, если есть; • Авиационный бизнес отсутствует; быть «захваченным» и т. д.
Трудно сказать, какие из этих слухов правдивы, не имея фактической инсайдерской информации, но, как правило, большинство этих слухов находятся на уровне OBS (сказала одна женщина). Сама компания, естественно, опровергает все эти слухи.
Но раз уж мы этому не доверяем, то проверим сами. Можно попытаться установить или опровергнуть что-то из официальных источников (отчеты «Самолета» и различных сайтов проверки арбитражных дел, исполнительных производств и блокировки текущих счетов через ФНС). И в принципе доверяю ему больше, чем OBS.
Итак, сегодня я сел и еще раз проверил официальный сайт самого самолета и всех его дочерних компаний. Результат - Да, недавно нами было обнаружено несколько судебных дел типа А40-145055/2024 в отношении ООО "Самолет Кутузовский". Опубликован ряд новых исполнительных производств в отношении ООО «СЗ Самолет-Заречье» или ООО «СЗ Самолет-Томилино». Здесь имеются невзысканные исполнительные сборы от 01.10.2024 и 28.10.2024, которые были принудительно взысканы судебными приставами за то, что компания добровольно не погасила свои долги в установленный законом срок. Например, в «Самолете-Заречье» тот факт, что это сообщение висит с 1 октября 2024 года, до сих пор свидетельствует о том, что в течение этого месяца деньги на счет этой компании не поступали.
Это уже плохо? Нет, это не так. Во-первых, внешность между дочерьми универсальна не для всех, а лишь для немногих. Во-вторых, нет ни одного исполнительного производства, которое не было бы завершено более чем за полтора месяца. То есть до этого дочери Самолеты выплачивали взысканные долги исправно, и полтора месяца для исполнительного производства – не критический срок. Но важно то, что захват земель так и не был обнаружен, поэтому вероятность того, что OBS что-то придумала или что-то неправильно поняла, когда речь идет о захвате земель, составляет 99,9%. Ареста без суда и исполнительного производства не бывает. Кроме того, учитывая структуру иска, мы пока не наблюдаем массовых неплатежей со стороны дочерних компаний "Самолета". При этом все слухи о тотальной нехватке оборотных средств и крупных претензиях со стороны подрядчиков, скорее всего, тоже будут OBS.
Означает ли это, что самолет в хорошем рабочем состоянии? И нет, это не так. На самом деле, когда начинают появляться крупные акционеры, это обычно означает, что перспектив вообще нет. Более того, новые мажоритарные акционеры могут резко и совершенно не в пользу миноритарных акционеров изменить политику. Мы уже видели это на примере Globaltrans.
Во-вторых, сообщения с самолета показывают, что порог безопасности низкий. Операционной прибыли по-прежнему достаточно для погашения долга, но что произойдет, если операционная прибыль падает (и должна падать), а долг растет? Это уже может привести к возникновению спирали, подобной ситуации с Сегежей, когда для погашения текущего долга придется привлечь еще больше долгов.
Есть ли у самолета ресурсы, чтобы преодолеть это? Да, земельный банк. Например, продажа четверти вашего земельного банка и сокращение долга могут удержать самолет на плаву даже в периоды высоких процентных ставок. По крайней мере, если вы посмотрите на отчет за третий квартал 2024 года, денежные поступления по ранее заключенным контрактам снизились всего на 3%, а новые продажи - в квадратных метрах. В денежном выражении они упали на 45% и 37% соответственно. Это говорит о том, что, несмотря на снижение продаж на данный момент, денежный поток позволит компании спокойно пережить неспокойные времена и выжить до восстановления спроса. Более того, снижение процентных ставок или расширение льготных ипотечных программ, как всегда циклично, вызовет сдерживаемый спрос.
Да, конечно, риски еще есть, например, переход «Самолета» на модель продажи недвижимости в рассрочку. Это риск того, что покупатель в какой-то момент может прекратить производить платежи по такому договору и даже расторгнуть договор и вернуть уже уплаченные деньги. Есть риск, что СВО закончится, доходы проживающего там покупателя квартиры резко снизятся и он не сможет выполнить свои обязательства по купленной квартире. Но я не думаю, что «Самолет» представляет наибольшую долю этих покупателей. На самом деле можно назвать множество рисков, но самым большим из них является довольно высокая задолженность.
Мы строили различные модели на будущее, и по мере снижения EBITDA соотношение ND/EBITDA стабильно превышало 3,0 и выросло примерно до 3,5 раза со второго полугодия 2024 года. Поэтому, естественно, нужно что-то делать с долговой нагрузкой, но, изучив официальные источники и отчеты о судебных и исполнительных производствах, я не вижу риска банкротства сейчас и в начале следующего года. Да, это будет сложно. Да, нам нужно внимательно следить за ситуацией, особенно за динамикой долговой нагрузки. Тем более, что чем длиннее, тем выше всё будет. Да. Невыплата долга рискует повторить судьбу Сегежи. Да, лично я не владею акциями ни одного из застройщиков. Потому что сейчас я считаю, что их положение очень шаткое, поскольку программа льготной ипотеки сворачивается. Но пока вчерашняя истерика в духе «корабли потонут, а самолеты обанкротятся» кажется несколько преждевременной.
PS Ставьте лайк - если статья понравилась :-)
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
Мужчина отвлекся на телефон и упал с платформы на станции метро "Новослободская"
Жительница Даровского района обманула микрокредитную компанию на 400 тыс. рублей
Руководитель лаборатории Сообщества ВЫЗОВ выступила спикером на Платформе «Маяк»