Все новости

Ректор МГИМО Анатолий Торкунов: Без творчества невозможно подготовить специалиста, который сможет работать над крупными проектами

Анатолий Васильевич, начнем с того, что волнует общество. Ведутся споры о том, следует ли сокращать сроки обучения в школах и университетах. Каково ваше мнение?

Анатолий Торкунов: Мы учились 10 лет и полностью освоили программу. В итоге я сдал литературу, русский язык, биологию, физику, математику и геометрию. Мы были полностью готовы к студенческой жизни. Так что я считаю, что 10 лет – это совершенно нормальный период обучения.

Однако практика варьируется от страны к стране. Где-то после школы учатся еще 8-9 лет. Люди выходят на рынок труда в возрасте около 30 лет. В России тоже была такая традиция. Помните чеховский «Вишневый сад»? Был Петр Трофимов, «вечный студент». У него уже появились лысины, но он все еще не мог найти себя. Молодежь сегодня по-прежнему более активна. Это очень чувствительный вопрос. Потому что здесь все завязано на учебной программе.

Что меня беспокоит? Я разговаривал с родителями абитуриентов, и они были почти единодушны: В 11 классе все перестают работать по школьной программе. Все изучают только те предметы, которые необходимы для поступления в колледж.

Но мое глубочайшее убеждение заключается в том, что независимо от того, в какой университет вы поступите, наличие универсальной основы имеет решающее значение для применения ваших знаний к реалиям, которые определяют сегодняшний рынок труда, и для того, чтобы стать востребованным профессионалом. В любом случае сосредоточиться на двух-трех предметах не получится, так как значительная часть знаний требует изменения каждые пять лет. Люди всегда должны учиться.

Как продвигается обучение по новым учебникам истории в средних и начальных школах? Какова ваша реакция?

Анатолий Торкунов: По материалам учебников истории для 10-11 классов, я уже в этом году сдавал ЕГЭ и сдал его хорошо.

К радости авторов моей команды, учебник получил в целом положительные отзывы. Я общался со многими детьми, в том числе с победителями Всероссийской олимпиады по истории этого года, которые высоко оценили это издание.

Зарубежные коллеги-критики пытаются доказать, что в учебнике упущены некоторые важные драматические моменты. Там никакие события, даже трагические, не «замалчиваются».

В 11 классе все перестают работать по школьной программе. Все изучают только те предметы, которые необходимы для поступления в колледж.

А как насчет учебников для 5-9 классов?

Анатолий Торкунов: Сейчас мы это тестируем в школах. Мы будем собирать предложения до декабря и при необходимости вносить изменения. Изменения и правки оговариваются в договоре с издателем. На нас лежит ответственность следить и оперативно вносить дополнения и правки с учетом мнения экспертов и студентов. Это самое важное.

Учебники – важный инструмент. Но учитель по-прежнему с ним работает. Учебники для средней и начальной школы содержат многочисленные ссылки, QR-коды на документы, фильмы (документальные и романы) и книги. Все это поможет подготовить и усвоить материал, а также еще больше заинтересовать детей.

В прошлом году мой внук окончил школу. Уже было понятно, что тема патриотизма будет ярко выражена на Едином национальном экзамене. И мы рассмотрели практически все, что связано с патриотической тематикой и в литературе, и в кино. И Катаев, и Шолохов, и Симонов. Мы видели лучшие фильмы, снятые на эти темы: «Два капитана», «Они сражались за Отечество», «Освобождение» и другие.

Он рассказал, что в какой-то момент, чтобы поступить в МГИМО, брал дополнительные занятия только по английскому языку. Сейчас выпускники школ нанимают учителей практически по каждому предмету, сдаваемому на ЕГЭ. Можно ли поступить в МГИМО без репетитора?

Анатолий Торкунов: Конечно, можно. Люди сдают ЕГЭ, а не вступительный экзамен. Я думаю, бессмысленно гоняться за преподавателями вузов, как мы это делали раньше. Если вам нужна помощь в подготовке к ЕГЭ, вам нужно будет активнее работать с учителями школы.

Я понимаю, что в некоторых школах учителя проводят дополнительные занятия, и школа оплачивает их в рамках своих дополнительных образовательных услуг. Это совершенно нормально.

Почему я дополнительно изучал английский? Раньше без этого невозможно было обойтись. В школе два урока в неделю, в классе 40 учеников... А экзамен в МГИМО был очень сложный и конкурс был огромный. По другим предметам я обращался к своим школьным учителям, если мне требовался совет, и оставался после уроков.

Так почему же сегодня все нанимают учителей?

Анатолий Торкунов: Похоже, родители здесь подстраховываются. В университетах обычно есть подготовительные курсы. Приходите и займитесь делом. Например, мы проводим небольшие групповые, практически индивидуальные тренировки.

Но родители могут понять. Мы все родители, хотим сделать для своих детей все возможное, не жалеем ни денег, ни сил. Но зачастую и детских сил мы не жалеем. Представьте себе это. Ребенок в старшей школе занимается спортом два раза в неделю, три раза в неделю с учителем, домашние задания никто не отменял.

Но, конечно, мы должны быть готовы. Я веду программу «Президентство» на российском общественном телевидении, которая собирает ректоры вузов со всей страны. Уже выпущено более 40 программ. Давайте будем честными: многие руководители колледжей жалуются на школьную готовность.

МГИМО 80 лет, из них 32 ректора. Какие существенные изменения произошли в самом университете и его подходе к дипломатическому образованию?

Анатолий Торкунов: Дипломатическое образование всегда было универсальным. Сегодня подход STEM к образованию становится очень популярным, поскольку он опирается на несколько фундаментальных областей, включая науку, технологии, инженерию и математику. МГИМО когда-то создавался по тем же принципам, отличался только список тем. В ее основе лежали история, экономика, право и иностранные языки — основы, пронизывающие все образовательные программы.

Однако сегодня все больше внимания уделяется творческому творческому направлению. Потому что без творчества невозможно подготовить профессионалов, не являющихся актерами, но способных в команде браться за масштабные проекты.

Содержание нашей программы существенно изменилось, а ее масштаб стал значительно шире. Когда меня избрали президентом, было всего 4 факультета, а сейчас 15. Мы взяли на себя экологию, спортивную дипломатию и менеджмент, продвижение сельскохозяйственной продукции. Это потому, что необходимо готовить специалистов, которые смогут продавать сельскохозяйственную продукцию и гарантировать конкуренцию. Исследуйте рынок и приобретайте все, что вам нужно для развития вашей отрасли. Это так называемая «сельскохозяйственная неактуальность».

На базе Института энергетической политики и дипломатии разрабатывается огромный блок по энергетике и представлена ​​отдельная программа по международным товарным рынкам. Институт готовит международных политологов, экономистов, юристов и даже экспертов по связям с общественностью в этой области.

Мы очень активно сотрудничаем в практическом секторе с государственными предприятиями, частными компаниями, непосредственно выполняя заказы на подготовку специалистов того или иного профиля. Этого не произошло около 30 лет назад.

Сегодня произошел серьезный сдвиг в сторону Глобального Юга, Индии, Китая, Ирана и стран АСЕАН. И мы создали совместные магистерские программы с этими странами.

Мы уделяем большое внимание цифровому формату. В рамках программы «Приоритет 2030» у нас есть цифровой департамент. Сегодня программу уже освоили почти 2000 детей. В ближайшее время я планирую обеспечить, чтобы все студенты, независимо от факультета и направления обучения, обучались на кафедре цифровизации, которая включает в себя три уровня знаний и компетенций, включая программирование.

Мы также воспитываем таланты для творческой индустрии и экспериментальной экономики. В этом году мы, естественно, провели первую регистрацию на совместную с Третьяковской галереей программу по музейному и галерейному менеджменту на международном уровне.

Что самое важное и постоянное в подготовке дипломатов?

Анатолий Торкунов: Во-первых, обширная и кропотливая подготовка. Дипломат должен не только свободно владеть иностранным языком, но также обладать лингвистическими и культурными компетенциями и уметь общаться между культурами. То есть знание и понимание национальных и региональных особенностей специальности. И учиться при этом – всю сознательную жизнь. Вот что важно. Речь идет о привитии навыков обучения и стремления к молодым специалистам. Личные качества дипломата – это, конечно же, любовь к Родине, преданность своему делу, службе, умение слушать и чувствовать собеседника, то есть сопереживание.

Анатолий Торкунов: Мне не нравится слово элита. МГИМО — вуз, где более половины первокурсников — золотые медалисты, четверть — победители Всероссийских и международных олимпиад. И если вы еще употребляете это слово, то только в сочетании с другими интеллектуалами. Эти люди доказали, что они лучшие благодаря учебе и целеустремленности.

Если говорить о географии, то москвичи составляют лишь половина студентов, остальные приезжают со всей России – от Дальнего Востока до Калининградской области. И самое главное, мы делаем все возможное, чтобы наши студенты стали одной дружной командой. У нас много мероприятий, волонтерских и творческих групп. Кроме того, у нас учатся граждане из 67 стран. Только в Африке в настоящее время представлены 17 государств. Есть студенческое сообщество, которое само по себе является механизмом взаимообогащения. Студенты рассказывают о своей стране, культуре и обычаях.

Так что я бы не назвал это МГИМО Элитой. Мы просто хороший университет, пытающийся удовлетворить потребности времени. Дела идут хорошо, но, конечно, предстоит еще много работы. 80 лет – это не так уж и много. Мы идем дальше.


Источник: Российская Газета: издание Правительства РФРоссийская Газета: издание Правительства РФ

Загрузка новости...

Долг дороже подруги

Загрузка новости...

Фитнес начал выдыхаться

Loading...