Все новости

Айрат Шафигуллин: «Надо, чтобы ты уже не мог договориться с заказчиком «по дружбе»

Айрат Шафигуллин: «Дружба требует, чтобы мы больше не могли договориться с нашими клиентами.

— Господин Айрат Радинович, я хотел бы начать разговор после того, как услышал шокирующую историю о недавнем росте цен на сливочное масло.

— Но мы уже начали рассматривать этот вопрос, но он совсем не ясен. Конфликты интересов существуют между производителями сырья, включая молоко, переработчиками и розничными торговцами. Когда закупочные цены низкие, жалуются производители; когда цены растут, жалуются переработчики. А розничные предприятия, продающие продукцию, повышают цены. И антимонопольные службы поднимают цены, чтобы оправдать это. Давайте выясним, что является причиной такого роста. Это может быть объективный характер, например сезонность, повышенный спрос на товар и т. д. Поэтому на Новый год и Пасху яйца традиционно дорожают... Мы все это отслеживаем. И вы должны понимать, что сезонное повышение цен нельзя считать нарушением антимонопольного законодательства.

«Но это вряд ли успокоит конечных потребителей, которым сегодня приходится платить за нефть на 30–40 процентов больше, чем вчера.

— Сейчас мы рассматриваем вопрос о заключении соглашения о регулировании цен между торговыми сетями, переработчиками молока, производителями молока и административными органами Республики Татарстан совместно с Минпромторгом, Минсельхозпродом. продукт. В основном речь идет о масле, молоке и хлебе. Надеемся увидеть результаты этой работы в ближайшем будущем. В любом случае представители торговой сети не согласились на наше предложение заключить такой договор.

— Оказывается, чтобы решить вопрос с ценами, не обязательно подавать антимонопольный иск.

- Дело не только в цене. Возьмем в качестве примера ситуацию с газификацией и постгазификацией. Во многих регионах России подразделения «Газпрома» не справляются с поставленными задачами, но у нас в стране у администрации республики, антимонопольной службы, Госкомтаможни РТ и «Таттрансгаза» гораздо меньше нарушений и негатива. комментарии о них. «Таттрансгаз» справляется с поставленной задачей благодаря назначенной совместной координации. В случае дополнительной газификации СНТ, где дороги узкие, мы ожидаем разочарования, поскольку проложить трубы по всем параметрам непросто, и мы понимаем, что эти вопросы еще необходимо решать. Наше ведомство «Газпрома» полно решимости выполнить возложенные на него задачи.

«Мы напомнили вам, что Новый год наступает каждый год».

— Контролирует соблюдение законодательства при осуществлении государственных и муниципальных закупок и рассматривает обращения участников этих процессов, не согласных с результатами или организацией конкурсных процедур. Здесь мы добились значительных успехов. Например, помните историю о том, как был объявлен конкурс после первого украшения новогодней елки в Казани в 2021 году?

Конечно, важен вопрос недобросовестной конкуренции на товарных рынках и в рекламе, с которым сталкивается каждый. Наиболее частым нарушением является спам, поступающий на мобильные телефоны, в том числе SMS-сообщения и звонки. Жалоб на финансово-кредитные учреждения довольно много.

По-прежнему имеет место значительное количество случаев, связанных с деятельностью естественных монополий, таких как самовольное прекращение или проблемы с подключением воды, электричества и тепла. Никогда раньше не думал, что смогу подать жалобу в федеральную антимонопольную службу за отключение воды. Похоже, это чисто общественный вопрос. И люди часто пишут нам об этом. Что ж, самая распространенная причина подачи запроса — рост цен на продукты питания и топливо.

— Вы напрямую отслеживаете нарушения в сфере госзакупок?

— Нецелесообразно отслеживать сразу все покупки, сделанные в вашем регионе. Наша команда небольшая, поэтому мы в основном работаем по поступающим запросам.

— Можете ли вы перечислить основные антимонопольные дела УФАС Татарстана в 2024 году?

— Крупнейшим нарушителем антимонопольного законодательства в 2024 году оказался реоператор управляющей компании ПЖКХ. За последние два года мы приняли девять решений по обращению с твердыми коммунальными отходами и наложили штраф примерно на 25 миллионов рублей только на эту компанию. Мы очень тесно сотрудничали с Таможенной комиссией, благодаря чему наши переработчики существенно улучшили оборот ТБО в республике. Возможно, проблема не осталась незамеченной в Казани. Это было больше связано с курортными городами и сельской местностью. Сейчас осталось всего 40 населенных пунктов, где ТБО не ликвидированы. И наши усилия помешали ряду урегулирований взимать плату с операторов регистраторов за услуги, которые не были оказаны.

В то же время отмечаем, что это вопрос, требующий активного участия не только со стороны операторов редевелопмента, но и местных строительных ведомств и органов местного самоуправления.

«Все пытались торопиться получить госзаказы, не думая о том, как их реализовать».

— Татарстан зачастую является пионером во многих областях. Какие планы выдвинула в последнее время Республиканская антимонопольная служба?

— В рейтинге территориальных учреждений России ФАС наши территориальные учреждения занимают прочные позиции среди лидеров. На встрече, состоявшейся в Мариэле в конце сентября, мы внесли ряд предложений по антимонопольным мерам, например, по включению в реестр недобросовестных поставщиков, создавая при этом дополнительные неудобства для тех, кто занимается госзакупками. Время действует злобно.

Одно из предложений заключается в том, что информация из Реестра недобросовестных поставщиков должна поступать напрямую в единую информационную систему и что компании, входящие в РНП, больше не смогут автоматически участвовать в госзакупках. Другое наше предложение – рассмотреть возможность увеличения срока пребывания в РНП. Например, для людей, которые систематически не выполняют взятые на себя обязательства. Хочу отметить, что руководитель Антимонопольного ведомства Российской Федерации Максим Шаскольский учел высказанные нами предложения.

— Разве недостаточно просто внести в этот реестр недобросовестных поставщиков?

— Регистрация недобросовестного поставщика — мощный механизм, но нужно понимать, что, зарегистрировавшись, вы больше не сможете соглашаться «дружить» со своими клиентами.

Сейчас антимонопольная служба готовит обращение в налоговую инспекцию, чтобы добиться того, чтобы компаниям также был нанесен имиджевый ущерб. К сожалению, за последние два года значительно выросло количество предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, которые повели себя недобросовестно и должны быть включены в РНП.

— Ну, госзаказчики тоже виноваты. Они пытаются заставить «дружественных» подрядчиков зарабатывать деньги.

- Конечно, такое случается, и мы их наказываем, но хочу отметить, что клиентов тоже нужно защищать, потому что они предоставляют услуги населению. Например, недобросовестный поставщик заключил договор и не доставил вовремя лекарства в больницу или продукты в пансионат. Необеспечение своевременной доставки означает необеспечение продуктами питания стариков и детей и оказание помощи больным. В этих случаях мы считаем, что клиентам нужны надежные поставщики для предоставления качественных услуг. Поэтому мы не можем с уверенностью сказать, что мы должны безоговорочно поддерживать малый и средний бизнес. Компании, вступающие в конкурентное производство, также должны быть привлечены к ответственности. И я считаю, что если нарушение совершено умышленно или неоднократно, наказание должно быть суровым.

Приведем пример из нашей практики. Готовясь к этому отопительному сезону, Казанская Четвертая детская поликлиника и Межрегиональный клинико-диагностический центр столкнулись с недобросовестностью подрядчика, который должен был провести опрессовку и чистку системы отопления. Медицинское учреждение провело закупку, а победителем стал индивидуальный предприниматель из Удмуртии. Однако ни Детская больница, ни Московский детский клинический центр необходимой работы не провели. Оба заказчика расторгли заключенный с предпринимателем договор и прислали нам информацию о том, что поставщик внесен в реестр недобросовестных компаний.

Здесь мы наблюдаем ситуацию, когда выбросы тепла от социально значимых объектов находятся под угрозой из-за недобросовестного поведения поставщиков. Если эти задачи не будут выполнены своевременно, в группе риска могут оказаться дети и пациенты медицинского центра. Мы решили включить в РНП информацию о предпринимателях, ограничив им доступ к госзакупкам на ближайшие два года. Возвращаясь к уже сказанному, бизнес должен понимать, что совершая подобные закупки, он несет ответственность за взятые на себя обязательства.

— Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями, которые сложно доказать? А что, если глазу обывателя все и так ясно, но с точки зрения закона претензии к нарушителю доказать невозможно?

- К сожалению, такие случаи бывают. Доказать картельный сговор очень сложно. Раньше было достаточно легко доказать наличие соглашения между участниками торгов. Например, если несколько компаний подали конкурирующие заявки с одного IP-адреса, суд примет это как доказательство при рассмотрении жалоб на наше решение. Сейчас одного-двух таких доказательств недостаточно.

- Как вы выходите из этой ситуации?

— Мы очень тесно сотрудничаем с правоохранительными органами. Они предоставляют нам данные оперативно-розыскных мероприятий, а мы предоставляем заключения или выводы по делам о нарушениях антимонопольного законодательства. Например, уголовное дело в отношении сотрудника Министерства образования и науки РТ сейчас рассматривается в Вахитовском суде Казани. Оно началось в результате совместных действий УФАС Татарстана и МВД. Суть нарушения заключалась в том, что предприниматель, создавший ряд предприятий, поощрял сотрудников министерства к незаконной деятельности при закупке канцелярских товаров, в результате чего осуществлял закупки только через «свои» предприятия.

-Но надо учитывать, что это уникальный случай и многие заговоры по разным причинам остаются недоказанными.

— Нет, цифры на самом деле уменьшаются. На самом деле штраф за это нарушение огромен, и его размер зависит от оборота предприятия – от сотен тысяч рублей до сотен миллионов долларов. И руководители корпораций понимают цену сговора.

— Обычно люди часто рассуждают так: Компания заплатила штраф за нарушение, но результаты тендера, проведенного за нарушение, никто не отменял, никто не заставлял фейкового победителя вернуть деньги, и эта компания все равно выиграла.

— Деньги вернутся в казну, но в виде штрафа. Не так давно на последнем совещании с участием руководства ФАС России обсуждался вопрос возврата средств. И сейчас создается механизм погашения суммы контракта через суд. Я верю, что это скоро сработает. Я считаю, что это будет еще одним шагом к отпугиванию недобросовестных участников госзакупок.

Нарушений нет, но есть проблемы.

— Вы сказали, что к вам часто приходят граждане с жалобами на высокие цены на те или иные продукты, закрытие общественных учреждений, недобросовестную рекламу со стороны банков. Можем ли мы всегда помочь им и наказать нарушителей?

— Помните, как в период Короны резко выросли цены на лимоны и имбирь в сетевых магазинах по 3000 рублей за килограмм? Затем выяснилось, что имело место недобросовестное поведение оператора сети, но поскольку речь шла о национальном масштабе, материалы были переданы в главное управление ФАС России. Доказать нарушение не составило труда. Мы запросили информацию о тарифах на эту продукцию из Китая, но обнаружили, что информация очень минимальна. Затем мы проверили динамику цен китайских поставщиков до и после увеличения спроса на лимоны и имбирь и обнаружили, что цены фактически не изменились. В результате сеть оперативно снизила цены, а нарушители были наказаны.

- Не всегда. Иногда, как в случае с операторами по обращению с отходами, необходимо провести работу по изменению правил. Или например: Много лет назад при оформлении кредитного договора страх, что кредит не будет предоставлен, заставлял человека соглашаться на рекламные звонки и СМС-сообщения, подписываться на дополнительные услуги автосалона или банка. И я купил «обязательную» страховку. Сейчас это называется взиманием и является незаконным и может осуществляться по желанию покупателя.

В 2021-2022 годах автосалоны Тольятти работали в Татарстане, где поступило много жалоб на ложную рекламу, мошенничество и навязывание дополнительных услуг. Они изменили свои адреса и имена. Это была развитая сеть, действовавшая также в Башкирии, Иркутской, Тюменской и Самарской областях. Но в конце концов нам удалось остановить нарушение. Теперь нам никто не жалуется на автодилеров и мы считаем это победой в борьбе.

— Вы боретесь со СМС-спамом, рекламными звонками, и сейчас УФАС Татарстана рассматривает десятки таких дел. Бывают ли случаи, когда невозможно наказать распространителя рекламы?

«К сожалению, люди часто забывают, что дали согласие на обработку своих данных и получение рекламной информации. В этом случае реклама распространяется легально. А если в договоре не указан срок действия, то срок исковой давности у согласия отсутствует. Это верно, даже если вы подписали контракт 20 лет назад.

— Для отзыва согласия отправьте заявление в банк.


Источник: Реальное времяРеальное время

Загрузка новости...

Навалимся всем миром.

Loading...