Все новости
Тарифы легли на рельсы
ОАО «РЖД» удалось добиться принятия практически всех предложений по индексации тарифов в 2025 году. С 1 декабря тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13,8%, а пассажирские – на 11,6%. Кроме того, как предупредил "Ъ", будут повышены тарифы на перевозку контейнеров, стройматериалов и порожних вагонов, однако на перевозку нефтепродуктов это решение не повлияет. Монополия также добилась перехода от тарифов к учету промышленной инфляции.
ФАС подготовила проект приказа об индексации тарифов на железнодорожные перевозки грузов и пассажиров на 2025 год. Согласно проекту («Ъ», см. прикреплённый документ), тарифы будут проиндексированы одновременно с 1 декабря. Ранее рассматривались варианты двухуровневой индексации с 1 ноября или одноуровневой индексации с 1 января (см. "Ъ" от 18 сентября). Источники в ФАС подтвердили "Ъ" параметры документа. В аппарате вице-премьера Виталия Савельева, Минтрансе, ОАО "РЖД" и ФАС от комментариев отказались.
Тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13,8%. В эти цифры уже включены целевые надбавки. Существующие льготы, а именно 1,5% на налоговую корректировку, 7% на капитальный ремонт и 1% на транспортную безопасность, с 1 декабря будут навсегда закреплены в прейскуранте и включены на индексной основе. Первоначально предполагалось, что со временем надбавку можно будет отменить.
Временно отмененные с июня 2022 года льготные коэффициенты тарифов РЖД 0,4 и 0,895 на дальние перевозки экспортного угля будут отменены, говорится в документе. Угольные компании и Министерство энергетики настаивали на возобновлении работы, ссылаясь на сложные рыночные условия. ОАО «РЖД» оценило убытки из-за возврата льготных коэффициентов в 295 млрд руб. годовых — 25% инвестпрограммы на 2024 год (см. "Ъ" от 22 мая)
В самой ОАО "РЖД" повышение тарифов объясняют необходимостью реализации обязательной инвестиционной программы в 2025 году.
Также приводится точечный индекс индивидуальных тарифов. Тарифы на перевозку контейнеров, полезных ископаемых и строительных грузов с 1 января вырастут еще на 5% (см. "Ъ" от 21 октября). В прилагаемом документе поясняется, что индекс увеличен за счет постепенного уменьшения ранее предусмотренных настроек по умолчанию.
Тариф на порожний пробег будет увеличен на 10% (см. "Ъ" от 14 октября). Однако данная индексация затрагивает только полувагоны, платформы и крытые вагоны, а цистерны и специальный железнодорожный транспорт исключены из сферы действия приказа. В документе говорится, что данная мера не повлияет на перевозки нефтепродуктов и что повышение тарифов на порожний километраж ориентировано на операторов, а не на грузоотправителей. Как сказано в проспекте, в 2023 году крупные операторы получили около 230 миллиардов рублей. Компания в первую очередь руководствуется целевой рентабельностью при установлении ставок на предоставление автомобилей, которые она будет использовать и получать прибыль. Согласно документу, увеличение платы за километраж станет «средством более справедливого распределения экономического эффекта между участниками транспортного рынка». Согласно документации, отклонение инфраструктурной составляющей в конечной цене продукта не превысит 0,7%.
ОАО «РЖД» также добилось своих целей в вопросе перехода от потребительской инфляции к промышленной инфляции при индексации тарифов. Сейчас формула «инфляция минус 0,1%» (среднее арифметическое ИПЦ за 4 года – предыдущие 2 года, текущий и последующие – минус 0,1%). Новые принципы предусматривают использование сводных индексов, учитывающих индексы цен на промышленность, топливо, электроэнергию и т.д.
Тариф на пассажирские перевозки для регулируемого сектора (регулярные и регулярные перевозки) индексируется на уровне 11,6%. Согласно документу, для нерегулируемых купе, СВ и вагонов класса люкс "Федеральная пассажирская компания" (принадлежит РЖД) согласно решению также будет проиндексирована на 11,6%. Средства пойдут на приобретение нового подвижного состава, в том числе локомотивов и пассажирских вагонов, а также на предприятия, работающие с монополиями.
Владимир Косой, председатель Центра инфраструктуры и экономики, отмечает, что РЖД зависит от динамики различных тарифов, а затраты на оплату труда, ремонт и производство подвижного состава растут. "Пока общие экономические тенденции не изменятся, тарифы для всех естественных монополий будут продолжать расти", - убежден он. Господин Косой также напоминает, что в пассажирском секторе, помимо базовых тарифов, происходит динамическое тарифообразование, отражающее соотношение спроса и предложения.
В целом параметры индекса "достигли предела терпимости грузовладельцев", говорит директор Национального центра транспортных и инфраструктурных исследований Павел Иванкин. «Это незначительная величина, но она сильно отличается от долгосрочных нормативных параметров», — добавил он. Господин Иванкин считает решение о контейнерных перевозках и порожнем транспорте "в некоторой степени оправданным". «В 2025 году мы сможем оценить эффективность этого инструмента».
Фарид Хусаинов, эксперт Института экономического и инфраструктурно-промышленного регулирования НИУ ВШЭ, считает, что замена формулы «инфляция минус» на композитный индекс является еще более важным изменением. Учитывайте темпы роста собственных затрат по ключевым статьям затрат. По его мнению, этот новый метод установления железнодорожных тарифов таит в себе два основных риска. Во-первых, никто за пределами монополии не может проверить, действительно ли товары или услуги, цены на которые отражены в сводном индексе, были поставлены или предложены по самой низкой цене. Во-вторых, считает г-н Хусаинов, это создает стимулы к увеличению расходов.
Источник, близкий к РЖД, сообщил, что предложение компании по сводному индексу находится на стадии обсуждения. По его словам, 13,8% — это компромисс, сформированный ФАС на основе предложений РЖД и профильных ведомств и с учетом эластичности спроса.
Тренер «Локомотива» Галактионов назвал Батракова одним из ключевых игроков клуба
Чернокожие американцы массово получили угрозы об отправке в рабство на плантации