Все новости
Что ни тень, то открытие
Общественный совет (ОП) Департамента транспорта обсудит с местными властями возможные поправки к ключевым отраслевым законам, из-за которых некоторые самозанятые таксисты уходят в теневой сектор. Для этого ОС запрашивает локальную информацию о реальном объеме трафика. Однако, несмотря на то, что почти две трети региона полагаются на самозанятых таксистов, власти не располагают информацией о продажах на этом рынке, что усложняет сбор данных.
15 ноября Общественный комитет (ПК) Минтранса РФ проведет совещание с представителями региональных властей по регулированию рынка такси. Об этом говорится в письме президента ОС Татьяны Горовой (предоставлено "Ъ") местным властям в середине октября. Здесь она просит предоставить для анализа данные о рынке пассажирских перевозок (количество сервисов заказа такси, действующие разрешения на работу, размер рынка юридических услуг и т.д.).
В ОС Минтранса подтвердили подлинность письма и сообщили о планах провести встречу. Обращение поступило в управления транспорта Омской, Новосибирской, Челябинской и Нижегородской областей, а также транспортные комитеты Удмуртии, Бурятии и Санкт-Петербурга. В службе заказа такси «Максим» сообщили, что анкету прислал местный орган по аккредитации.
С момента вступления в силу в сентябре 2023 года Закона о такси (580-ФЗ) он неоднократно подвергался критике со стороны бизнеса за свои требования.
Владислав Обушинский, директор АНО «Цифровая платформа по PR и GR», объяснил проблему сокращением количества легальных таксистов из-за резкого повышения требований. В частности, стандарт предусматривает ежедневные медико-технические осмотры водителей, работающих неполный рабочий день на личном транспорте. Реакция была тенью рынка. Аналитики Прессиндекса отмечают, что в Telegram зарегистрировано 234 группы и 29 чат-ботов для вызова такси, а во "ВКонтакте" зарегистрировано 38 тысяч специализированных сообществ (см. "Ъ", 30 сентября). Максим говорит, что некоторые каналы уже вводят комиссии для водителей. По данным АНО «Цифровые платформы», чатами и группами пользуются более 10 миллионов человек.
В ответ на усложняющуюся ситуацию Госдума ранее предложила поправки в закон, которые упростят процедуру проверки здоровья водителя и состояния автомобиля и передадут часть ответственности агрегатору (см. "Ъ", 4 октября). Однако изменения пока не представлены на рассмотрение.
Игорь Жмакин, президент Российской ассоциации самозанятых работников, заявил, что без оценки рынка регуляторам будет непросто проанализировать текущую ситуацию. Но подсчитать объемы в регионе проблематично, отмечают в ГТК-Холдинге, управляющем автомобильной сетью. Максим Шушарин, директор управляющей организации такси "Максим", считает, что региональные власти не располагают достоверными данными по всему рынку пассажирских перевозок. По его словам, ОС может получать официальные данные непосредственно из ФГИС «Такси». В Минтрансе Удмуртии пояснили, что статистических данных по некоторым вопросам практически нет.
По данным ГТК-Холдинга, в некоторых регионах работа в такси обеспечивает дополнительный доход 70% водителей.
Господин Обушинский предполагает, что всего в регионе 2-2,5 миллиона водителей, большинство из которых имеют собственные автомобили и работают неполный рабочий день. Но на самом деле на рынке зарегистрировано 650 000 специалистов, 21 000 из которых имеют лицензию на работу в такси. Общественный комитет по развитию такси оценил размер российского рынка такси в 1 триллион рублей. в год. При этом, по словам г-на Обушинского, 57 субъектов напрямую зависят от самозанятых водителей.
Станислав Швагерус, руководитель Центра компетенций Международного Евразийского Такси Форума, обращает внимание на то, что законодательство о такси регулируется не только 580-ФЗ, но и различными отраслями права. По его словам, транспортные требования в настоящее время устанавливаются 11 федеральными министерствами и местными властями, и они лишь обеспечивают их соблюдение.