Все новости
Почему рыба по дороге от моря до прилавка так сильно дорожает? Чтобы это выяснить, отправляемся на добычу минтая в Тихом океане
Наш корреспондент Наталья Варсегова отправилась в море на промышленный лов. И выяснить, почему в этом году цены такие высокие.
Невозможно человеку сесть на рыболовный траулер на улице. По крайней мере, требуется какой-то морской опыт. Поэтому меня зачислили в корабельный список матросом ордена Варсегова. И в самом рейде им предстояло выполнить очень важную миссию. Но об этом я расскажу позже. Сейчас объясню, почему я рисковала своим драгоценным здоровьем, отправившись на море.
На днях забеспокоилась спикер парламента РФ Валентина Матвиенко. Что происходит с рыбалкой в этой стране?
- Если посмотреть на разнообразие рыбы на прилавках магазинов, то она не очень. А цена на рыбу достаточно высока, что делает ее недоступной для большинства наших граждан», — возмутился президент Совета Федерации. - С сентября 2023 года цена на горбушу на Дальнем Востоке выросла со 152 до 270 рублей за килограмм, а цена на филе трески достигает 2000 рублей за килограмм.
Честно говоря, я был шокирован, как и наше правительство. Вы можете себе представить? Красная икра в этом году бьет рекорды. Стоит более 10 000 рублей за килограмм. Соответственно, растут и цены на морепродукты.
Вот базовый пример: Будучи на камчатском рынке в феврале, я увидел, что цена 1 кг чавычи малосольной составила 1600 рэ соответственно, нерки - 1500, а в октябре уже 2000 и 2100 соответственно. И это на Камчатке, где рыба всегда намного дешевле, чем в средней полосе России. Местный продавец пожимает плечами. Это вообще не рыболовный год. Поэтому цены растут, потому что спрос не падает, а наоборот. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий и экспортеров (ВАРПЭ), потребление рыбы в России растет (+2% в 2023 году). При 22 кг на человека в год мы почти догнали США (22,7 кг). Он превзошел Европу (21,7 кг). А уровень самообеспеченности рыбой в нашей стране очень высок и составляет почти 163%.
Пожалуйста, сделайте это. Но я так и не понимаю, почему на Дальнем Востоке филе минтая продают по 230 рублей за кг, а в Москве дороже 700-800 рублей. Я отправился искать ответ на этот вопрос в море.
Это будет чертовски год, бабушка.
Так называются годы, когда уловы окуня уменьшаются. В этом сезоне производство значительно упало. Например, рыболовецкий колхоз его имени. Камчатский «Ленин» этим летом выловил всего 3500 тонн лосося по сравнению с 15 000 тонн в прошлом году.
В годы без рыбы особенно страдают медведи. Люди, которые не могут есть достаточно гарниров зимой. А на Камчатке сейчас даже ягоды плохие. Неурожай в лесу. Вот почему медведи идут к людям. «Бомжи» в тайге — это люди, которые роются в кучах мусора, заходят в гаражи и издеваются над собаками в частных домах. Наша первая ночь на Камчатке была потрясающей. Около 3 часов ночи собаки во дворе начали кричать во всю глотку, как будто почуяв беду. Лай продолжался около часа. На следующее утро я спросил менеджера отеля, что это такое. «Похоже, медведь пришел в гости. Рядом лес.» Это ужасно!
...Я приехал в тот же колхоз имени Камчатки порыбачить. Ленин. В этом году ему исполнилось 95 лет. Оно образовалось на заре советской власти как рыболовецкое великое княжество Авачинской губы. Сегодня это современное и передовое предприятие с годовым оборотом 13-14 миллиардов рублей. Один из форпостов рыбной промышленности Дальнего Востока.
Председатель Сергей Тарусов возглавляет колхоз с 2009 года. Я приехал сюда 40 лет назад простым моряком. Он очень хорошо помнит трудные 90-е. Это было время, когда колхозы буквально едва могли держаться на плаву, чтобы содержать свой флот и персонал, несмотря на отсутствие денег на ремонт судов и зарплату. И как ситуация начала улучшаться с 2000-х годов.
«В стране появился порядок», — говорит Тарусов. – Разработка началась примерно в 2010 году. Сначала мы строили флот за рубежом, а в последнее время начали строить собственные корабли. Удобный и современный.
Один из них должен был выйти в море. Встречайте траулер «Василий Каплюк». Он был построен на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде и спущен на воду в конце 2020 года. О Василии Михайловиче Каплюке, в честь которого в колхозе назвали корабль, говорят с огромным уважением: «Это был замечательный человек». Честный, умный и глобально мыслящий. Он приехал на Камчатку из Донецка еще ребенком и прошел путь от моряка до начальника морского рыбного порта. А после выхода на пенсию стал, выражаясь современным языком, одним из высших руководителей колхоза. В 2020 году Каплюк ушел из жизни, увековечив свое имя на траулерах.
Моим самым большим страхом была морская болезнь. Мы проконсультировались с опытными моряками. Мой муж, который три года служил подводником, убедил меня подождать четыре часа. Евгений Садовников, бывший капитан, а ныне директор колхозного рыбозавода, был уверен, что может болеть не один день. Председатель Сергей Тарусов пытался отговорить нас от этой авантюры. Говорят, на разборе полетов стюардесса все подробно расскажет и зачем заморачиваться. Более того, циклоны приходят один за другим. Морские волны высоки... но они не смогли меня остановить.
Позвольте мне поговорить немного. Промысловое рыболовство – это целая наука. Колхозы производят минтай, треску, иву, сельдь, лосося. По каждому виду Росрыболовство совместно с учеными решает, когда и где ловить рыбу. Соответственно, рыбоводы четко определяют границы участков и периодов лова. Например, минтай можно собирать в Беринговом море в октябре, в Охотском море в ноябре и на Курильских островах в марте.
Рыбалка тоже разная. Некоторые корабли проводят рейды по 4-5 месяцев. Рыбу ловят, сразу перерабатывают, разделывают, замораживают, а затем грузят на контейнеровоз, который доставляет ее в порт Владивостока. Суда типа «Василий Каплюк» предназначены для прибрежной рыбалки. Его работа — вылавливать 500 тонн минтая в день и доставлять улов на фабрику морепродуктов. Все, что меньше, нерентабельно, а топливо сейчас дорогое.
То есть все просто. Возьми, возьми, опусти. На самом деле все гораздо сложнее. Дорога до места занимает 1,5 дня (суда ходят по воде, а не плывут). Рыбалка длится один день, а возвращение занимает еще 1,5 дня. Выход траулера в море спланирован таким образом, чтобы он достиг места лова в штиль, в разгар шторма, а ловля рыбы затруднена и опасна. Осенним и зимним морем почти всегда штормит, поэтому корабли стараются «проскальзывать» между циклонами, поэтому рыбалка проходит в тихую погоду. Так что путь на север через Авачинский, Кроноцкий и Камчатский заливы к мысу Африка (южнее Берингова моря) был бурным.
Если вы никогда не испытывали морской болезни, знайте, что ее практически невозможно избежать. Правильное лечение – набраться терпения и дождаться, пока ваш организм адаптируется к морским условиям. Он был нанесен через 7 часов после выхода из порта. Первые полтора часа мы гуляли по спокойной Авачинской бухте, а я сидел в капитанской каюте, любуясь прибрежными вулканами, плавающими косатками и тем, как красиво режут водную гладь наши сейнеры. После обеда я был очень сонным.
— сказал Олег, второй вахтенный помощник капитана. – Во время сна мозжечок быстро привыкает к движению.
Около 18:00 я проснулся с внезапным чувством тошноты. И с этого момента, ровно на один день, морская болезнь стала моим кошмаром. Каждые полчаса я метался между кроватью (которая была прикручена к палубе, чтобы ее не раскачивало во время раскачивания) и туалетом (туалетом). К счастью, там оказался номер с удобствами. И все было бы хорошо, если бы его не раскачивали 10-футовые волны. Самое главное при вскакивании с кровати – успеть ухватиться за перила. Нет времени. Он летит в сторону и ударяется о стену. Поэтому я иду в ванную, ругаясь и ругаясь. Я побежал обратно в кровать, чтобы не упасть.
Хотя продюсерская группа была с этим знакома, мне, как новичку, было сложно. Постепенно я привык к этому. Я шел, расставив ноги на ширине плеч и стальной походкой для устойчивости, как выразилась в «Служебном романе» секретарь Верочка, словно «вбивая кол» в палубу.
Тошнота утихла так же внезапно, как и возникла. Один раз казалось, что 24 часов боли, бесконечной рвоты и сильного головокружения никогда не было. Ее сменило чувство голода и приказы капитана через громкоговоритель. «Я подготовлю траулер через 15 минут».
Такого вкусного риса, как тот, который мне подавал корабельный повар Вячеслав Власов, я еще никогда не ел. Если бы не моя слабость, я бы так постился и съел слона, но у меня хватило сил съесть три ложки. Вячеслав – опытный морской волк с 30-летним стажем.
«Как можно готовить в такую бурю?» — спрашиваю я.
«Я к этому привыкла». он отвечает. - Экипаж этого корабля всего 12 человек, и в какой-то момент ему пришлось кормить 70 человек.
Вячеслав рассказал, что особых вкусовых предпочтений в команде нет, самое главное – разнообразие. Но есть одна традиция. На каждую 1000 тонн пойманной рыбы шеф-повар готовит свои фирменные манты. В прошлый раз Василий Каплюк добыл 500 тонн. Если их будет столько же, как в этот раз, возможно, у меня будет шанс попробовать это на обратном пути. Я поднимаюсь с камбуза на капитанский мостик. Загвоздка в том, что вам нужно знать, как идут дела.
Капитан Иван Скобелев родился и вырос на Камчатке. Он окончил факультет мореплавания в 2005 году и всю свою жизнь был связан с морем.
«Я любил рыбачить с детства», — говорит он. – Я решил вырасти и переехать в более просторное место. Раньше он работал на старых кораблях советского производства. По размерам он практически идентичен своему современному аналогу – 52 м в длину и 12 м в ширину – но сильно отличается по функциям. У Каплюка экипаж из 12 человек, а у Советского - 27. Здесь за раз можно выловить 250 тонн рыбы, но максимум 60 тонн.
Рыбу с сейнеров-траулеров ловят тралами. Это огромная сеть (в форме чулка), которую сбрасывают с катушки и опускают в воду на глубину до 200 метров. Троллей высаживают в самых разных местах. Навигационная система траулера подскажет вам, где собирается рыба. Проще говоря, на днище корабля установлены эхолот и гидролокатор. Они передают данные на бортовые компьютеры и мониторы на капитанском мостике.
Знаете ли вы, насколько передовыми стали технологии в наши дни? Это устройство не только определяет, куда пойдут косяки рыб, но и определяет количество и средний размер рыбы в этих косяках! Все это отражается на мониторе. Сами школы обозначены наборами точек синего, желтого и красного цветов. Чем краснее, тем плотнее скопление. Все, что нужно сделать капитану, — это направить лодку, чтобы поймать рыбу в траловую сеть. Датчики помогают определить, сколько поступило: 50 тонн, 100 тонн или 150 тонн. Кстати, раньше роль прибора выполнял акустический эхолот, который по отражению звуков эхолота определял местонахождение рыбы. Почти капризный, как говорится.
О, это непросто. Это предполагает вытаскивание тонн рыбы из воды. Когда сеть заполнена, моряки на палубе с помощью рычага тянут трал к корме. Сеть постепенно вылезает из воды и сверкает рыбьей чешуей. Такого количества минтая (и рыбы в целом) я никогда не видела. На эти книги сложно даже взглянуть. Сам трал покачивается на воде не из-за волн, а из-за плотного движения рыбы внутри него. Помимо всего этого богатства, чайки, прилетающие на царский пир, издают душераздирающие крики. Однажды самый наглый прыгнул на тролля и выхватил клювом серебряную рыбку.
- Вера (вверху, - авт.)! - Привет экипажу, тянущему трал. Я наблюдаю за происходящим со специального мостика, а внизу люди в резиновых комбинезонах прикрепляют насосы к «чулкам», наполненным рыбой. На современных судах при транспортировке (правильно называется разгрузка трала) люди не имеют контакта с рыбой. На старых кораблях улов сбрасывали на палубу, а затем перегружали в трюм. Теперь насос – находка для рыбаков.
Но это не делает задачу легче. Экипаж натягивает мокрый тяжелый строп, прикрепляет его к лебедке металлическими крюками и надежно прикрепляет насос. Если его немного ослабить, трал сломается и рыба утонет в воде. Октябрь — относительно теплый месяц, а в ноябре начинаются заморозки. Им приходится часами работать на покрытых льдом палубах в ледовых костюмах. Зимой еще хуже.
«Сначала рыба попадает в сепаратор», — пояснил капитан. - Там морская вода отделяется. При этом следим, чтобы в тролля не попало ничего лишнего.
Например, самые странные — акулы и кальмары. Если вдруг поймали, матрос ловит ее щукой (длинной палкой с крючком) и бросает за борт. Но самый нежеланный гость – рыба-луна. Его обнаружили во время лова сардин на южных Курилах. Для моряков это страшный ужас. Луна – здоровая рыба обхватом до 2м. В трале он расширяется во все стороны и блокирует насос. Чтобы вытолкнуть этого монстра из моря, нужно немало сил и времени (до 7 часов).
«Крабов нет, — отвечает Иван Палыч, — я тралы не опускаю слишком низко, потому что их приходится собирать по дну». «Но если бы меня поймали, меня бы выбросили за борт». По правилам рыболовства мы не имеем права ловить крабов. Для этого есть специальные корабли и лицензии.
-Почему ты его выбрасываешь? - Я возмущаюсь. - Дорогое лакомство. Собирайте их на берегу и медленно продавайте.
— То есть огромные штрафы будут наложены не только на экипаж, но и на компанию? – парирует капитан. - Ни один дурак не пойдет на такой риск.
В трюм минтай попадает в воду, охлажденную до нуля градусов, поэтому к растениям он поступает в свежем виде.
Это еще не все
Первым тралом мы поймали 150 тонн. Хорошее начало, я рад. После небольшого отдыха капитан отдает приказ снова спустить сети. С палубы раздается крик: «Это мое!» (ниже, - авт.). Монитор показывает на эхолоте стаи маленьких голубых рыбок. Луна медленно исчезает с неба, серебристая лунная дорожка на воде становится темно-синей, и на горизонте появляется тонкая нить оранжевого восхода. Новый день начинается в Тихом океане. Я наливаю себе кофе и выхожу на террасу. Когда еще у вас будет возможность встретить рассвет на море за чашечкой кофе?
Оказалось, что пришло время мне взять на себя дежурство.
Контроль над блогерами, маркировка пива, отмена платы за госуслуги: новые законы в ноябре (подробнее)