Все новости
«Наши гости не отказались от импортных напитков»
Не только потребителям, но и ресторанным операторам пришлось адаптироваться к значительным изменениям на алкогольном рынке. О том, насколько предприятия общественного питания зависят от импортных поставок и есть ли возможности у отечественного производителя занять заметное положение на рынке, "Ъ" рассказал основатель сети "Раковая" Евгений Ничипурук.
— Импортный алкоголь составляет примерно 80% всех закупок барной продукции в наших заведениях.
— После спецоперации возникла серьезная проблема с закупкой импортного алкоголя?
— Никаких проблем, кроме роста цен, не было примерно до мая 2022 года. И наоборот, рынок был перенасыщен предложением. Потому что у уезжающих иностранных производителей спиртных напитков на складах все еще оставалось много запасов. Но все понимали, что эти запасы будут исчерпаны, и было непонятно, как будут осуществляться дальнейшие закупки.
Летом 2022 года мы понятия не имели, какой алкоголь придет или придет к нам, поэтому стандартного меню не было, ассортимент и цены печатались на бумаге каждый день. Это продолжалось несколько месяцев и позже было поставлено посредством параллельного импорта. Однако можно говорить о стабильности с конца 2023 года.
Самая большая проблема – серьезное повышение цен. Например, стоимость покупки виски Macallan на начало 2022 года составляла около 25 000 рублей. Сразу после - за бутылку 0,7 л - 4,5-5 тысяч рублей, а сейчас цена достигла 8-9 тысяч рублей. Здесь действует принцип «хоровода». Чем больше касаний, тем выше стоимость. Есть еще руки.
— Был ли момент, когда вы заменили импортное спиртное на отечественное?
«Мы не могли этого сделать, иначе мы бы потеряли клиентов».
— Не переориентировались ли они на российские аналоги джина, рома, виски и других крепких напитков?
— Несмотря на значительное подорожание импортных напитков, большинство гостей от них не отказались. Некоторые люди стали реже посещать бары, но другие не перешли на отечественные напитки.
— Не способствовало ли этому даже повышение цен?
— В премиум-сегменте существенных изменений в этом плане нет. Да, потребители шокированы ростом цен на привычные напитки в два-три раза, но это новая реальность, к которой нам пришлось привыкнуть. Я думаю, что в более массовых сегментах люди в основном ориентируются на цену, а не на качество, и готовы переходить на отечественные аналоги.
— Почему российские производители алкоголя не смогли заменить ушедшие из РФ бренды?
- Прошло слишком мало времени. Адаптация потребителей к новым брендам и понимание того, что российские производители способны создавать качественную продукцию, сохраняются уже несколько десятилетий. Это потребует серьезной маркетинговой работы и вливания денежных средств.
За рубежом уже существует культура производства определенных видов алкоголя в зависимости от страны. Например, немцы веками варят пиво, ирландцы и шотландцы производят виски, а голландцы производят джин. Они веками отбирали сырье и создавали рецепты. Это похоже на автомобильную промышленность. Мы пытаемся уже много лет, но так и не можем спроектировать «Мерседес». Более того, теперь найти необходимое сырье на российском рынке стало гораздо сложнее.
— Есть ли у отечественных производителей алкоголя возможности занять определенные ниши рынка и конкурировать с импортом?
— На мой взгляд, российским производителям следует сосредоточиться на напитках, исторически связанных с Россией, таких как водка и самогон. В этом секторе уже есть успешные примеры. Белуга популярна не только у нас, но и за рубежом. Есть также новые нишевые рынки. Любимые потребителями польские полугары исчезли из России. В любом случае отечественные производители смогут конкурировать по цене, а на рынке HoReCa доминируют компании, которые считают цену более важным фактором, чем качество.
Бывший американский разведчик Риттер заявил о полном крахе фронта ВСУ в Донбассе