Все новости

Безавторские отчисления

Минкульт предлагает ограничить максимальный размер гонорара, взимаемого с правозащитных агентств за использование неавторских произведений, до 45%. На данный момент сумма средств, которыми может располагать компания, не подтверждена. В то же время участники рынка называют предложенные ставки «неоправданно высокими». И хотя по объему контента этот сегмент существенно уступает произведениям, авторы которых известны, например, только в музыке его объем можно оценить в 5-10 миллиардов рублей.

"Ъ" стало известно об опубликованном Минкультом РФ на сайте Rules.gov 16 октября проекте постановления правительства, совпадающем с поправками в Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) об использовании произведений, защищенных авторским правом. . Если есть правообладатель, к которому невозможно получить доступ (так называемый сирота или «сирота»). Соответственно, министерство предлагает установить 45%-ный лимит, при котором ОКУП (организации, осуществляющие коллективное управление правами, например Российская ассоциация авторских прав - РАО) могут удерживать роялти за использование "сиротских" произведений. Чтобы покрыть расходы. Таким образом, оставшаяся сумма будет храниться на номинальном счете создателя, если он или она выйдет вперед.

В целом в расходы ОЦУП входит создание и совершенствование баз данных и информационных систем для учета объектов авторских и смежных прав, поиска авторов и других правообладателей и т.д., говорится в документе. Авторы законопроекта заявили, что российское правительство в настоящее время не установило размер средств, которые организации могут удержать из инвестиционного дохода. В случае принятия данная резолюция вступит в силу 1 марта 2025 года и будет действовать в течение шести лет. Ранее Минкульт предложил привязать размер процентных доходов от использования средств на номинальных счетах ОКУП к процентной ставке ЦБ (см. "Ъ" от 13 сентября). В Минкульте и РАО "Ъ" не ответили.

ОКУП, получивший государственную сертификацию по поправкам в Гражданский кодекс, принимает заявки на использование бесхозного контента. Организация должна разместить уведомление на официальном сайте после подтверждения того, пытался ли заявитель найти автора рассматриваемого контента или он действительно неизвестен. В случае неявки автора или правообладателя в течение 30 рабочих дней ОКУП оставляет за собой право заключить с заявителем лицензионный договор. Лицензиат должен перевести роялти правообладателя на счет номинального держателя. Ответственные ОКП и финансовые партнеры еще юридически не определены.

"Новая инициатива Минкульта предполагает, что рейтинг ОКУП будет неоправданно высоким - выше мировой практики", - говорит собеседник "Ъ" на музыкальном рынке. В случае с «сиротскими» произведениями, напоминает он, нет необходимости придерживаться таких пропорций, поскольку, в отличие от авторских произведений, сегменты содержат не слишком много единиц содержания. Национальная федерация музыкальной индустрии (объединяющая такие лейблы, как Black Star и Lotus Music) оценила объем музыкальных "Сиротных" постановок в 5-10 миллиардов рублей.

Другой источник "Ъ" на медиарынке уточнил, что объем сертификации по управлению коллективными правами ограничивается способом использования охраняемого авторским правом произведения (ст. 1244 ГК РФ). Речь идет о выступлениях, трансляциях, копировании в личных целях и т.п. «Методы, отнесенные к разрешенному совместному управлению, реализуются правообладателями не индивидуально, а только посредством ОКУП», — отметил собеседник.

В то же время опрошенные "Ъ" участники музыкального рынка говорят, что затрудняются ответить, являются ли предложенные Минкультом ставки рыночными. На индивидуальном (а не групповом) уровне это соотношение, скорее всего, будет выше среднего значения. При этом нормативы действительно устанавливают максимальную франшизу, но они все равно разные, указывает собеседник.


Источник: "Коммерсантъ". Издательский дом"Коммерсантъ". Издательский дом

Loading...