Все новости

На хлеб не намазалось

Длительный рост цен на сливочное масло и его высокая себестоимость приводят к снижению потребительского спроса, когда производители отказываются предлагать скидки в розничных сетях. Эти продукты были фактически единственной значительной категорией молочных продуктов, розничные продажи которой в течение года снизились. Помимо роста рыночной стоимости на четверть в год, потребление может сдерживать желание населения есть меньше печеных и жареных продуктов.

По расчетам NielsenIQ, с октября 2023 года по сентябрь 2024 года натуральные розничные продажи сливочного масла и маргарина в России снизились на 1,3%. Почти во всех основных категориях молочной продукции наблюдался рост. Пастеризованное молоко подорожало на 3,2%, сметана - на 3,8%, творог - на 9,6%, сливки - на 17,9%. По данным «Магнита», спрос на сливочное масло в период с января по август 2024 года умеренно увеличивался, хотя и не такими темпами, как год назад.

Продажи в торговых сетях составляют 70-80% от общего потребления сливочного масла, поясняют в ассоциации "Союзмолоко" (объединяющей крупных производителей и переработчиков молока). Для маргарина этот канал сбыта традиционно не очень важен, говорит собеседник "Ъ" на масложировом рынке.

По данным Росстата, по состоянию на 7 октября 2024 года средняя цена российской продукции составила 104 000 рублей. Цена за кг выросла на 20,2% по сравнению с началом января того же года. По сравнению с предыдущим годом средние затраты увеличились на 25,9%. По данным Росстата, цены на продукты питания в целом по стране выросли на 9,2% по сравнению с прошлым годом. По данным ЦРПТ (оператор системы маркировки «Честный знак»), цена сливочного масла в августе 2024 года составила в среднем 850 рублей. за кг, это на 24% больше, чем в предыдущем году. Для сравнения: цены на мороженое и сыр тофу выросли на 15-16% в годовом исчислении. Цены на маргарин существенно не изменились. По данным Росстата, средняя стоимость продукции на начало октября 2024 года составила 245,2 тыс. руб. В пересчете на кг это всего на 3,1% больше, чем в предыдущем году.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяющей крупные розничные сети) сообщили, что закупочные цены на сливочное масло в сентябре выросли на 31% по сравнению с началом года из-за роста издержек производителей.

Глава «Союзмолока» Артем Белов считает, что основная причина роста цен — рост потребления молочного жира в целом (например, в творожках и мороженом) за последние годы, в том числе в сфере общественного питания. Это совпадает с резким сокращением импортных поставок в 2022 году, поскольку производители из Южной Америки и Новой Зеландии уходят с российского рынка. В 2023 году в "Союзмолоке" заявили, что поставки из стран дальнего зарубежья сократились в десять раз. Сейчас, по словам г-на Белова, это количество заменено, в том числе, молочным жиром из Белоруссии, Индии, Киргизии, Азербайджана и Ирана. В настоящее время около 20% сливочного масла, потребляемого внутри страны, импортируется в Россию, и его стоимость растет, говорят эксперты.

Министерство рассматривает возможность дальнейшего стимулирования поставок сливочного масла из "дружественных" стран для насыщения внутреннего рынка и стабилизации цен, сообщает ТАСС со ссылкой на министерство.

Артем Белов отмечает, что российские спортсмены также увеличивают выработку молочного жира, но этот процесс требует длительного времени. По его словам, около 60% поголовья крупного рогатого скота России составляет голштинская порода, средняя жирность молока которой составляет 3,8%. Джерсийские коровы с показателем 5,5-5,6% не пользуются большой популярностью из-за низкой продуктивности, указывает Белов. Эксперт добавил, что прирост производства жира сосредоточен в сливках. Это более прибыльный продукт. По данным Росстата, производство сливочного масла в России в январе-июле 2024 года сократилось на 2,5% в годовом исчислении до 193 тысяч тонн, маргарина выросло на 1,7% до 253 тысяч тонн.

Среди ритейлеров, по словам источников "Ъ", проблемы с ценами заставили производителей приостановить маркетинговую деятельность, связанную с продажей сливочного масла, что также ограничило спрос. Алексей Поповичев, управляющий директор компании «Русбренд» (интеграция производителей и поставщиков продуктов питания), отмечает, что рост цен всегда остается фактором снижения потребления. Но он подозревает, что в случае сливочного масла эти колебания окажут большое влияние на производителей. Альтернативы продукту нет. Сдерживающим фактором также может стать желание потребителей есть меньше жареной и запеченной пищи, хотя эксперты этого не исключают.


Источник: "Коммерсантъ". Издательский дом"Коммерсантъ". Издательский дом

Загрузка новости...

Маск предрек США банкротство

Loading...