Все новости

Ювелир-реставратор Равкат Мухаметшин: «У традиционных украшений есть душа»

Равкат Мухаметшин начал заниматься ювелирным делом в 1985 году. С тех пор он сотрудничает в качестве реставратора с Музеем истории Узбекистана и Национальным культурным центром «Казань», а также был приглашен для подготовки выставки, посвященной 1000-летию основания города, в рамках Всемирного татарского конгресса. С 2013 года Равкат Мухаметшин работает художником-реставратором по металлу в Государственном художественном музее Татарстана.

Часть встречи была посвящена рассказу о реставрационной деятельности Равката Мухаметшина. Благодаря его рукам этот шедевр обрел вторую жизнь и теперь экспонируется в лучшем музее страны. Встречу модерировала Гульшат Нугайбекова, коллекционер и реконструктор татарских национальных костюмов.

— Я хотел заняться автоспортом и стать гонщиком. Последний митинг, в котором я принимал участие, был в Донецке, но я не смог найти взаимопонимания с начальством и решил сделать что-то, что позволило бы мне заработать деньги на свою машину, ни на кого не полагаясь. Мой дядя любил дизайнерские украшения. Я начал этим заниматься и вскоре уже зарабатывал 3-4 тысячи в месяц. В советское время это были большие деньги», — рассказал Равкат Мухаметшин.

Ювелир родился в Ташкенте и прожил там 40 лет. Там он впервые увидел узбекские украшения в художественной галерее и был поражен тем, насколько они просты и в то же время богато украшены.

— Я делаю много дизайнерских украшений, и они хорошо продаются, но традиционные украшения — это другой мир и имеют «корни», связывающие людей с природой, духом и предками. «Традиционные украшения имеют душу», — сказал он.

Равкат Мухаметшин находит вдохновение в горах. В горы нельзя взять больше, чем можешь унести, и меньше, чем нужно для выживания. По его словам, наша жизнь — это одно и то же путешествие. Поэтому важно найти бизнес, в котором можно не только зарабатывать, но и развиваться.

По мнению ювелиров, драгоценные камни состоят из поверхностей. Самая сложная задача – сделать поверхность идеально гладкой, поэтому, чтобы скрыть неровности, мастера стали делать украшения, которые впоследствии приобрели сакральный смысл. Украшения наших предков имели и другие особенности, например кольца в форме котла с крышками. В него бросали рис, что символизировало процветание. Также популярны были подставки для Корана, которые носили крест-накрест и помещали под подмышки. Считалось, что душа выходит оттуда после смерти.

— Мое творчество началось с сережек. Я попросил разрешения прийти в музей и сфотографироваться, но мне разрешили только нарисовать это еще раз. В процессе я выяснил, что в основе этого украшения лежит весь сюжет – древо жизни и корни предков», – рассказал Равкат Мухаметшин.

— Я просто сделал что-то «слабо». Мне показали полбусинки, сломанной пяткой. Мне сказали сделать это за 200 долларов. Бусины небольшого размера. «Это двухрублевая монета, но мне тоже удалось», — сказал он.

Равкат Мухаметшин считает себя «носителем культуры». По его словам, важно «кусать и заражать» людей. Тогда он сам найдет то, что его интересует, и его задачей будет постараться сохранить то, что мы имеем, для будущих поколений писателей. У него свои идеи и планы, но самый интересный — изготовление традиционных украшений.

— Равкат Азатович — наше наследие. Изготовление ювелирных изделий – очень трудоемкий процесс. Современные мастера не хотят сидеть над одним украшением месяцами. В настоящее время «Равкат» — единственная компания, владеющая болгарской и золотоордынской технологией изготовления ювелирных изделий. Нет никого подобного ему». подчеркнула модератор конференции Гульшат Нугайбекова.

«Все, что мы сегодня увидели, представляет Равката Мухаметшина как реставратора, воссоздателя, стилиста, переписчика и писателя. Важно, чтобы его руки были сложены профессионально, чтобы он владел всеми стилями и всеми техниками. «То, что он делает, достойно лучшего музея». Итоги вечера подвела кандидат искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова.


Источник: Реальное времяРеальное время

Загрузка новости...

Инвесторы оцифровались

Loading...