Все новости

Авторынок не выехал рублем

Несмотря на рекордные продажи в сентябре, расходы на новые автомобили не достигли пика 2024 года. Затраты оцениваются в 475,7 млрд руб., что меньше мартовского уровня в 496 млрд руб. Аналитики связывают это со снижением доли премиального сегмента. Спрос на автомобили премиум-класса сместится в сторону китайских брендов, и дилеры ожидают ускорения продаж в этом сегменте в 2025 году.

Расходы на приобретение новых автомобилей в сентябре составили 475,7 млрд руб., увеличившись на 42% год-к-году и на 6% по сравнению с августом, согласно расчетам Автостата. Однако, несмотря на рост продаж, этот показатель в 2024 году достигнут не был. Продажи новых автомобилей в сентябре составили 158 800 единиц, увеличившись на 36,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 1,7% по сравнению с августом, достигнув самого высокого уровня примерно за три с половиной года. В денежном выражении исторически наибольшее значение авторынка сохранилось в марте, когда на покупку новых автомобилей в России было потрачено 496 млрд руб.

Автостат связывает это с изменением структуры продаж автомобилей массового спроса. Если в марте доля рынка премиального сектора составляла 12,9%, то в сентябре она составила 9,3%.

Как поясняет корреспондент "Автостата" Сергей Удалов, отличие от марта также связано с мерами регулирования.

В преддверии ужесточения правил ввоза автомобилей в РФ с 1 апреля недоплата налогов и пошлин из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых из стран ЕАЭС, стала учитываться в составе утилизационного сбора . Ряд автомобилей премиум-сегмента был ввезен параллельным импортом. «Затраты на логистику примерно такие же, но если вы покупаете автомобиль премиум-класса, вы зарабатываете больше. Таким образом, рынок в основном состоял из дорогих автомобилей, привезенных путем параллельного импорта. За этот период произошли определенные изменения», — объясняет он.

По сравнению с летними месяцами доля рынка в премиум-сегменте показала небольшой рост по данным Автостата следующим образом: В июле он оценивался в 8,3%, в августе — 8,6%, в сентябре — 9,3%. Г-н Удалов объясняет динамику повышенного спроса перед повышением нормы переработки с 1 октября. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting подтверждает это, добавляя, что свою роль играют и сезонные колебания. Обычно продажи автомобилей премиум-класса снижаются летом и восстанавливаются к концу года, говорит он.

Николай Иванов, директор департамента продаж новых автомобилей компании "Рольф", сообщил, что спрос на новые автомобили премиум-класса за первые две недели октября упал на 20% по сравнению с сентябрем.

Он объяснил: «Это связано с ростом спроса: клиенты активно приобретают склады по прежним ценам из-за ожиданий увеличения сбора вторичной переработки в сентябре».

Ренат Тюктеев, вице-президент по продажам новых автомобилей компании Avilon AG, говорит, что общее снижение брендов премиум-сегмента в структуре продаж можно увидеть только при параллельном импорте - автомобилей европейских, корейских и японских производителей. Он считает, что это связано с постепенной эрозией этих брендов. В структуре официально поставляемых брендов доля премиум-класса растет медленно по мере привыкания покупателей к этому сегменту, а в 2025 году рост ускорится из-за отложенного спроса, полагает г-н Тюктеев. По данным Автостата, 77% продаж новых автомобилей премиум-сегмента в сентябре пришлось на китайские бренды. В тройку лидеров рынка входят Exeed, Tank и Lixiang, а BMW занимает четвертое место.

Г-н Удалов прогнозирует, что автомобили премиум-класса устаревших брендов, поставляемые посредством параллельного импорта, постепенно будут вытеснены китайскими брендами. К концу года общая доля премиум-сегмента может немного снизиться за счет увеличения сбора вторсырья, но эксперт уверен, что показатель не упадет ниже 8,5%. «К концу года мы ожидаем, что продажи в премиальном сегменте достигнут октябрьского уровня», — говорит Николай Иванов.


Источник: "Коммерсантъ". Издательский дом"Коммерсантъ". Издательский дом

Loading...