Все новости

Восток фуражится

Эксперты по логистике фиксируют резкий рост спроса на автомобильные перевозки из Китая в Россию в третьем квартале. По оценкам, рост составит от 10 до 15%, что в несколько раз превышает аналогичный показатель предыдущего года. В то же время трафик из Казахстана, косвенно связанный с китайским импортом через Казахстан, стремительно растет. Участники рынка объясняют эту тенденцию контекстуальными факторами, включая нехватку железнодорожных мощностей и платформ, отложенный спрос из-за трудностей с расчетами с Китаем, увеличение автомобильного транспорта из-за увеличения сбора вторсырья и близость к близлежащим районам. Новогодний сезон. В ОАО «РЖД» также наблюдают увеличение спроса на перевозки из Китая.

По данным грузовой биржи ATI.SU, количество заявок на автомобильные перевозки из других стран в Россию в третьем квартале выросло на 68% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 51% по сравнению со вторым кварталом. В частности, количество заявок на перевозки из Китая, которое росло на протяжении всего года, к третьему кварталу 2023 года резко выросло примерно в 3,5 раза, или на 56% по сравнению с предыдущим кварталом. ATI.SU также отмечает взрывной рост спроса на перевозки из Казахстана, который неожиданно начался в середине лета. В третьем квартале количество заявок на перевозки из Казахстана в РФ увеличилось в несколько раз в годовом исчислении.

«Рост на китайском направлении в основном обусловлен проблемами других видов транспорта, связанных с железнодорожным транспортом», — сказал Святослав Вильде, основатель и директор ATI.SU. «Приоритетами РЖД являются уголь и стратегические грузы, поэтому товары других поставщиков должны быть переведены на автомобильные перевозки», — сказал он. «До недавнего времени перевозки из Китая в европейскую часть РФ считались нерентабельными», — считают в Казахстане. Рост спроса на перевозки также во многом связан с российско-китайской торговлей: «Перевозчики и экспедиторы видят, что много грузов поступает из Китая, а часть идет транзитом через Казахстан». Помимо логистических причин, говорит г-н Уайльд, проблема оплаты китайских поставок летом резко обострилась из-за новых санкций против РФ, и многие компании теперь работают через Казахстан, поясняет он. ясно дали понять, что речь идет о физическом реэкспорте, а не только о «бумажном» экспорте.

Участники логистического рынка также обращают внимание на быстро растущий спрос на автомобильные перевозки в Китае. Число заявок на автомобильные поставки из Китая с июня выросло вдвое, сообщил Евгений Дятлов, руководитель отдела международных транспортных закупок российской компании FM Logistic. «Рост спроса связан с увеличением поставок дорожно-строительной техники из-за сокращения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры и роста затрат на утилизацию», — поясняет он. Дмитрий Хрущалев, заместитель директора по корпоративному развитию Business Line Group, оценивает, что в третьем квартале количество автомобильного транспорта, сообщающегося с Китаем, увеличится на 40% по сравнению со среднегодовым показателем. «Поскольку традиционный маршрут доставки из Китая через Владивосток сталкивается с проблемами перегруженности железнодорожной инфраструктуры и задержками в дальневосточных портах, некоторые импортеры обращаются к альтернативным маршрутам доставки автомобильным транспортом через Казахстан и Монголию», — отмечаю он.

По его словам, срок доставки из Китая в Россию составляет 3-4 месяца, так как на это влияют перегруженность железных дорог и отсутствие площадок для контейнерных перевозок. «Все переходят на автомобильный транспорт. Особенно экстренная доставка». Коммерческий директор ILC Михаил Тимофеев считает, что увеличение поставок из Китая связано с проблемами с оплатой товаров российскими импортерами в первом и втором кварталах. Он отметил: "Задержка взаиморасчетов отразилась на снижении отгрузок и формировании отложенного спроса, который был компенсирован в третьем квартале". По мнению топ-менеджеров, возросший спрос на товары привел к росту цен, что привело к переходу на более дорогие виды доставки, в том числе автомобильным транспортом.

Иван Захарченко, руководитель направления международных автомобильных перевозок компании Noytech Supply Chain Solutions, оценивает, что объемы автомобильных грузоперевозок в Китае увеличатся на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Мы заметили тенденцию клиентов перенаправлять свои запросы с железнодорожных или морских перевозок на прямые автомобильные перевозки в Китае», — говорит Игорь Ребельский, основатель VIG Trans.

Юлия Шленская, президент таможенно-логистического брокера КБТ, отметила, что тенденция оттока грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт в Китае не вызывает сомнений. «Сроки прямых поставок железнодорожным и интермодальным транспортом становятся все более продолжительными и непредсказуемыми», — говорит она. «Время ожидания железнодорожной доставки на Дальнем Востоке может составлять две-три недели, а в некоторых регионах — более 30 дней». Давно не было подходящей платформы в необходимом количестве. Он добавил, что полувагонный парк хотя и частично покрывает дефицит, но полностью проблему не решает.

«По мере приближения нового года проблемы обеспечения соблюдения сроков и сроков поставок станут более важными», — говорит она. КВТ также перевел многих клиентов на прямые автосервисы и приобрел новых клиентов для этого вида доставки. Никита Казаринов, генеральный директор компании «Шаттл Логистика», считает, что отток грузов из интермодальных и железнодорожных перевозок в сторону автомобильного транспорта вызван увеличением сроков и стоимости перевозки морским и железнодорожным транспортом. По оценкам, по сравнению с первым кварталом тарифы на железнодорожные перевозки увеличились примерно в 1,5 раза и почти аналогичны тарифам на автомобильные перевозки.

Однако ОАО «РЖД» не фиксирует оттока импортируемых из Китая грузов. «С Дальнего Востока поступают рекордные объёмы контейнеров с импортными грузами, а спрос на перевозки остаётся очень высоким», — уверяют в компании. В ОАО "РЖД" добавили, что используют все возможности для обеспечения своевременного вывоза всех объемов грузов, в том числе выделяют дополнительные контейнерные поезда и обеспечивают выгрузку контейнеров из полувагонов.

Ашуралиев прогнозирует, что в четвертом квартале спрос на автомобильный транспорт станет еще больше. «Мы ожидаем, что стабильный и высокий рост спроса на автомобильные перевозки продолжится в четвертом квартале 2024 года и первом квартале 2025 года, если только пропускная способность железнодорожного транспорта не будет значительно улучшена», — сказал Евгений Дятлов. Михаил Тимофеев ожидает, что с наступлением зимы логистика переориентируется на морские и железнодорожные поставки. Могут сказаться сложные погодные условия, договорные обязательства закончатся в конце года, а в условиях высокого спроса перед Новым годом оставшиеся «разрешения» (разрешения на въезд транспортных средств из других стран) перестанут действовать. «Хватит, хватит», предсказывает он.


Источник: "Коммерсантъ". Издательский дом"Коммерсантъ". Издательский дом

Загрузка новости...

Без швов и ошибок

Loading...