Все новости

Удобрениям подобрали тару

Российские химические компании часто отдают предпочтение контейнерным перевозкам. Таким образом, доля экспорта удобрений увеличилась до 11%, а стоимость доставки на некоторых маршрутах приблизилась к традиционным ценам на перевозки с использованием хопперов при перевалке сухогрузами. Эксперты ожидают, что эта тенденция сохранится до тех пор, пока не будет устранен дисбаланс контейнерного импорта-экспорта.

Дисбаланс на российском контейнерном рынке привел к снижению стоимости перевозки удобрений в контейнерах по некоторым маршрутам и хопперами с перевалкой на сухогрузы по традиционной схеме, подсчитали в Центре экономических прогнозов (ЦЭП). Газпром Банк. Как напоминают аналитики, за последние 20 месяцев в РФ было импортировано на 650 тыс. TEU больше, чем экспортировано. На этом фоне стоимость контейнерной перевозки удобрений из Пермского края в Китай составляет $134 за тонну, что всего на $7 за тонну больше, чем при традиционном способе. Однако в других регионах конвергенция цен не столь сильна. Контейнерная доставка в Бразилию стоит 144 доллара за тонну, что на 64% дороже, чем традиционная доставка. В Западной Индии он на 50% дороже — 191 доллар за тонну.

Александр Котов, руководитель отдела консалтинга компании «НЕФТЬ Research», поясняет, что различия в импортных и экспортных контейнерных перевозках означают, что контейнерные операторы готовы соглашаться на значительные скидки при отправке их в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Потому что иначе контейнер окажется пустым и его придется отгружать. Оплатить таможенные пошлины за железнодорожный транспорт.

Как отмечают в Центре экономического превосходства, за последние несколько лет доля удобрений, перевозимых на экспорт в контейнерах, выросла с 2% до 11%. По данным ОАО «РЖД», контейнерные перевозки удобрений с учетом экспорта в январе-сентябре 2024 года выросли в 1,9 раза, до 375,1 тыс. тонн. Это самая большая динамика среди всех грузов, перевозимых в контейнерах.

В Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) также отмечают, что за последние два года растет доля контейнерных перевозок. Прежде всего, речь идет о перевозке калийных удобрений в порты Китая и Балтии через контейнеры для минеральных удобрений. Как поясняют в РАПУ, эта технология позволяет быстро разместить в одном месте склады для хранения практически любого типа груза, без риска хаоса, при этом вместимость ограничивается только количеством контейнеров.

При необходимости контейнеры можно отправить поездом или морем, выгрузить на суда навалом или тем же способом загрузить прямо из порта, продолжает РАПУ. На практике в ассоциации заявили, что терминалы по перевалке минеральных удобрений могут быть размещены в любом контейнерном терминале или порту, оборудованном контейнерной платформой и минимальным оборудованием для контейнерных операций. Крупнейшие химические компании эту тенденцию не комментируют.

Большая часть удобрений (около 70 процентов удобрений) по-прежнему транспортируется хопперами, в том числе зерновозами, отмечают в Центре электроэксплуатации.

Аналитики добавили, что удобрения — единственные массовые железнодорожные грузы, которые сохранят положительную динамику перевозок в 2024 году, поскольку химические компании не конкурируют за дефицитные мощности в восточном регионе. Вместо этого удобрения экспортируются через наименее перегруженные порты Балтии, поясняют в Центре управления электроэнергетикой. По данным РЖД, погрузки удобрений с января по сентябрь выросли на 6,8% в годовом исчислении до 50,3 млн тонн. В РАПУ подтверждают, что большая часть минеральных удобрений на экспорт транспортируется через порты Балтии и что это направление менее загружено, чем восточное полигональное направление. Но и в другое время года на северо-западе ощущается конкуренция между перевозчиками минеральных удобрений, угля и нефтепродуктов, отмечают в ассоциации.

По мнению Александра Котова, дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от успеха проекта по перевозке контейнеров с полувагонами и другими видами железнодорожного транспорта на традиционно пустующих направлениях. Пока дисбаланс не будет преодолен, стоимость контейнерных перевозок на Дальний Восток будет оставаться низкой, что окажет положительное влияние на экономику экспортеров, в том числе химических компаний, сказал он.


Источник: "Коммерсантъ". Издательский дом"Коммерсантъ". Издательский дом

Loading...