Все новости

Лунный день календаря

Дом культуры «Рассвет» организует цикл концертов «Шенберг 150», посвященный 150-летию со дня рождения композитора Арнольда Шенберга. В программе «Eine kleine Nachtmusik» Камерный оркестр Околобахи под управлением Максима Бетехтина исполнил два знаковых произведения Шенберга, в том числе две миниатюры и знаменитого «Лунного Пьеро» (солистка – Алиса Тен). На концерте присутствовал Илья Овчинников.

Те, кто имел возможность услышать ораторию «Песнь о Куре» в зале Чайковского месяц назад, подтвердят, что музыка Шенберга вовсе не диссонансна, мрачна и разрушительна, как принято считать. Это знакомая история, хотя и «спетая» по-новому. Возможно, именно этот концерт убедил некоторых слушателей заинтересоваться циклом «Шенберг 150» в ДК «Рассвет» под руководством музыкантов Камерного оркестра Околоваки. В абонемент включены пять концертов, три из которых полностью посвящены Шёнбергу. Молодые, еще не знаменитые, но, безусловно, амбициозные и целеустремленные исполнители не ставят перед собой легкой задачи и не «разбавляют» Шёнберга более популярной музыкой.

Конечно, этот цикл не может обойтись без самого исполняемого произведения Шенберга – секстета «Просвещенная ночь». По словам автора сайта Bachtrack, который знает практически все о концертах по всему миру, произведение будет исполнено более 20 раз по всему миру. В течение следующего года. Но если говорить о составе нынешней программы, то цикл «Лунный Пьеро» идет восемь раз в год, Серенада соч. 24 — один из них, и Бахтрак совершенно ничего не говорит по поводу обоих возражений. Можно ли сказать, что такой подход к программированию бескомпромиссен? да. Если учесть, что сценарий не является кассовым хитом и требует долгих репетиций. Нет – если говорить о том, что само произведение Шенберга уже не кажется таким радикальным, как считалось полтора века назад, когда в премьерном спектакле разгорелась драка.

Шенберг сказал о своем методе 12-тоновой композиции, что это «открытие, которое обеспечит доминирование немецкой музыки на следующие 100 лет», но он ошибался. Но он, его ученики и последователи изменили и расширили наше представление о красоте. Сегодня музыка, написанная по их заветам, уже давно принята в мире театра, кино и даже анимации, как и раньше, но без вреда для слуха. Зная это, музыканты Оркестра Околоваки начинают свою программу с Серенады – одного из прекраснейших произведений Шенберга. Но некоторые из них могут спеть немногие (кроме баритона Константина Сучкова, который участвует в одной из частей). бар. Шёнберг умело использует уникальную композицию, включающую скрипку, альт, виолончель, кларнет и бас-кларнет, а также гитару и мандолину. Эти два инструмента придают холодному звучанию ансамбля некую неформальность и даже фольклорный характер.

Несмотря на сложную ритмическую структуру, «Серенада» содержит множество отсылок к вальсам, маршам, менуэтам и рандам, а ее язык на первый взгляд может показаться сложным. Однако, слушая запись, сложно представить, как семь человек выйдут на сцену и исполнят одну и ту же песню вживую. Но оркестр Околоваки показывает, что это возможно и на самом высоком уровне. Пожалуй, слово «бескомпромиссный» больше подошло бы композиции «Побег разума», впервые прозвучавшей в России. Как Шенберг был радикален, когда приказал исполнить «Песнь о Гуре» сотням актеров, так и здесь он очень радикален, когда создает трехминутную вокальную миниатюру для сопрано (эту партию исполняет Наталья Смирнова). , героически преодолевая невообразимые «прыжки» к вершине), арфа, фисгармония и челеста. Не композиция, а головная боль (в отличие от потрясающе красивой музыки): какому промоутеру будет невыгодно приносить эти инструменты в зал на 3, а то и 33 минуты? Что такое исполнитель? Но солисты Оркестра Околоваки не поленились его собрать, в том числе показать публике, как из этих семян вырастает «Лунный Пьеро».

Эта партитура, считающаяся одной из самых важных партитур ХХ века, столь же легендарна, как и партитура Шенберга. Одной из причин этого является использование техники Sprechgesang, называемой «говорящее пение», которая находится на границе между вокалом и декламацией. Игорь Стравинский даже заявил, что записи Пьеро Лунера следует публиковать без сольных партий, чтобы каждый мог «добавить свои завывания». Здесь тоже есть доля зависти. Хотя «Пьеро» исполняется всего пятью музыкантами (фортепиано, скрипка/альт, виолончель, флейта-пикколо и кларнет/бас-кларнет), это партитура поразительной простоты, выразительности и прозрачности. Неслучайно сама композиция стала классической, их создавали и создают буквально сотни композиций. Солисткой в ​​«Пьеро» стала Алиса Тен, актриса и певица очень широкого профиля, блестяще исполняющая музыку барокко, минимализма, новейших композиций современности и классики ХХ века.

Цикл из 21 серии показался необычайно завершенным, но и здесь были особые успехи. Например, есть «Вальс Шопена», совершенно отличный от вальсов Шопена, «Ностальгия», полная лиризма, и «Возвращение», почти шубертовское. «Родина» и финальный «О аромат далеких лет» звучат зловеще и обреченно. И исполнители, и публика были настолько вдохновлены, что Максим Бетехтин чуть не забыл последний номер — недавно открытый Ноктюрн для арфы и струнных. Это явно самое раннее из дошедших до нас произведений Шенберга, и даже до позднего романтизма «Просвещенной ночи» еще далеко. Мы видим здесь преданного поклонника Брамса, отдающего небольшую дань уважения венской классике в целом. Партию скрипки великолепно исполнил солист ансамбля Questa Musica Михаил Фейман. Демонстрация публике того, кем мог бы быть Шёнберг, стала прекрасным завершением программы.


Источник: "Коммерсантъ". Издательский дом"Коммерсантъ". Издательский дом

Loading...