Все новости

Шахматно-вокальная партия

Екатеринбургский театр оперы и балета (Уральский оперный балет) представил премьеру 113-го сезона оперы Ефрема Подгаца «Алиса в Зазеркалье» в постановке Елизаветы Корнеевой. Георгий Ковалевский наблюдал за приключениями героини Льюиса Кэрролла из Екатеринбурга.

Если представить всю оценку в России самого состоявшегося из ныне живущих писателей, то Ефрем Подгайц, недавно отпраздновавший свое 75-летие, несомненно, оказался бы в первых рядах. Его оперы, балеты и мюзиклы исполняются от Магадана до Краснодара, а многочисленные инструментальные и хоровые произведения исполняются учащимися школ и художественных училищ, музыкантами академических коллективов. В современном культурном ландшафте Подгайц похож на Дмитрия Кабалевского нашего времени, с «песнями, маршами и танцами» — способностью выражать разнообразные эмоции посредством жанров и в то же время сочинять запоминающиеся, не навязчиво крутящиеся мелодии. На твоей голове.

Опера «Алиса в Зазеркалье» — первая в списке театральных произведений Подгайца. Это произведение было создано 30-летним композитором в конце 70-х – начале 80-х годов и уже полностью отражало его стиль. Либреттистом выступил поэт и лингвист Владимир Орел, который в то время переводил колядки и чувствовал именно то, что нужно для музыкального исполнения. Восемь сцен оперы отражают 11 действий, которые должна совершить главная героиня, чтобы превратиться из пешки в ферзя и вернуться в свой мир до того, как часы пробьют 13 раз (нет в первоисточнике). . Сократив несколько глав и исключив нескольких персонажей, автор исключил из сюжета ненужные детали и добавил к числу испытаний условия. Это делается для того, чтобы вы поняли абсурдную поэзию, придуманную шахматным королем (переводчиком становится Шалтай-Болтай). - Добавлена ​​дополнительная интрига.

Музыкальным руководителем нынешнего екатеринбургского спектакля стал главный дирижер Уральской оперы Константин Чудовский, знавший Ефрема Подгаца еще со времен его консерваторской практики в детском хоре "Весна". Оркестр изображал спящего Шалтая-Болтая разнообразными тонами, от сверкающих пассажей флейты-пикколо (образ летающих насекомых) до утробной мелодии контрафагота. Форма скрипки подчеркивала упругие ритмические узоры, кларнет словно изображал мяуканье котенка, с которым разговаривала Алиса на первой картине, а свистящий флексатон олицетворял загадочное превращение. Гармония с хором была прекрасная, причем не только со взрослыми (хормейстер Алексей Петров), но и с детьми (хормейстер Елена Нахишова). В третьей сцене, пройдя по лоткам в саду, появились поющие цветы. этап. .

Для премьерного спектакля театр выбрал три сольных состава, неожиданно разные. В интерпретации Ольги Семенищевой Алиса была более выразительной и уязвимой (одной из вершин развития характера является трогательное ариозо из шестого фильма «Может быть, мы действительно в чьем-то сне»). Луиза Жулева же наделила героиню большей философской отстраненностью. , Ольга Стародубова наделила ее детской мудростью и расчетливостью. Максим Шуликов, сыгравший в двух сериях роль Белого рыцаря, проявил себя в роли трогательного чудака-недотепы, пожертвовавшего собой, чтобы помочь Алисе вовремя добраться до нужного квадрата и благополучно вернуться домой. В «Шалтай-Болтай» Олега Бударацкого и произведениях Михаила Коробейникова упоминается образ загадочного священника, тогда как в произведениях Владислава Трошина он предстает более наделенным зверской силой. Наконец, главный антагонист Татьяны Никаноровой, Черная Королева, выглядела назойливой директрисой, а Ксения Ковалевская и Екатерина Федотова придали персонажу больше черствости и высокомерия.

Спектакли принимают разные формы. Общее количество участников, включая хор и артистов-музыкантов, около 200, и помимо причудливых персонажей он запоминается какой-то сумасшедшей и живой пластикой, в которой участвовал хореограф Евгений Балобанов. Ответственный. Художник-постановщик Екатерина Агний естественно расположила сцену квадратной формы и придумала уникальный тип костюма для каждой категории персонажей. Каждая из шахматных фигур носила длинные черные или белые платья, зеркальные цветы и насекомые имели зеленые и красные узоры, а у героев-одиночек был свой собственный стиль. Иллюзию волшебного движения поддерживали видеопроекции Ильи Шушарова и световые эффекты Ирины Вторниковой. Это переход Алисы из частного белого дома, где пряталась героиня со своим черным котом, в царство шахматной королевы (зеркала). над растущим до гигантских размеров суперзанавесом), погружение в красочный мир гигантских насекомых, разговор с Шалтаем-Болтаем, возвращение из сна в реальность, где отвергнутые ею родственники девушки поначалу ждали ее с подарками ( Спектакль «Начался с семейного торжества в честь дня рождения героини»).

В стилистическом отношении динамичное творчество Елизаветы Корнеевой весьма разнообразно, но и сама партитура отличается осознанным стилевым разнообразием. Одним из лейтмотивов всего произведения является вышеупомянутая абсурдная фраза («Мерцало. Вот волки выли вокруг цветов. Виноград задрожал в лужах, и певец начал беситься»), придающая песне живость. поется в песне. Второй важный музыкальный комплекс — гаммы, производные от обозначений шахматных полей (а, б, в, г, е, ж, ж, з), которые также повторяются в опере несколько раз. Наконец, партитура умело содержит цитаты из разных эпох, от Джезуальдо до Бетховена и Вагнера. Хроматическую пушку усердно пели близнецы Тилибом и Тарарам, а Белый Рыцарь пел грустную песню на мотив «Сурка». Героиня села на чашку и взлетела в небо в конце первого акта под звуки «Путешествия Валькирии».


Источник: "Коммерсантъ". Издательский дом"Коммерсантъ". Издательский дом

Загрузка новости...

Одна фраза взбесила меня

Loading...