Все новости

Севморпуть стал как шелковый

В 2024 году российские нефтяные компании увеличили поставки сырья в Китай по Северному морскому пути (СМП) на 30% — до 1,9 млн тонн. Основная отгрузка осуществлялась через порт Мурманск, тогда как поставки через порты Балтии, где «Росатом» начал расширяться в прошлом году, сократились вдвое. Увеличение поставок также было связано с необходимостью ремонта автопарка в Китае. В ближайшее время эксперты не ожидают значительного увеличения поставок нефти по СМП из-за ослабления спроса со стороны Китая.

По данным консалтингового центра "Гекон" (есть в "Ъ"), поставки нефти по Северному морскому пути в этом году выросли на 30% - до 1,9 млн тонн. Это подтверждают данные Kpler (есть в "Ъ"). Эти поставки включают порт Мурманск, плавание по Балтийскому морю, а также прямые поставки с арктических Приразломных и Новопортовских месторождений «Газпром нефти».

В начале октября танкер NS Arctic вышел из Мурманска с грузом около 100 тысяч тонн нефти, выгрузка которого запланирована в Китае в ноябре.

Ожидается, что в октябре судно «Московский проспект» перевезет из Мурманска примерно такое же количество грузов. По мнению собеседников "Ъ", знакомых с ситуацией, поставки сырья в этом году могут превысить 2 млн тонн (менее 0,04% российского производства) из-за очередного рейса.

Основной объем сырья принадлежал «Газпром нефти». Нефть также отправили «Сургутнефтегаз» и «Русвьетпетро» (совместное предприятие «Зарубежнефти» и Petrovietnam). Аналитики не обратили внимания на поставки "Роснефти".

По данным "Гекона", в этом году нефтяные компании существенно сократили поставки нефти по СМП через порты Балтии (Приморск и Усть-Луга) - на 47% - до 320 тысяч тонн. Более короткая логистика достигает Китая. Более 70% нефти, транспортированной из Мурманска в Китай в этом году, было транспортировано по СМП. Увеличение предложения по СМП связано и с еще одной неожиданной тенденцией. Российские нефтяные компании изменили привычные логистические планы по транспортировке сырья из арктического региона и начали перенаправлять грузы на восток по Северному морскому пути. Так, по Северному морскому пути напрямую с Приразломного и Нововортовского месторождений было поставлено около 150 тысяч тонн нефти. Это было связано с необходимостью проведения планового ремонта флота в Китае (см. "Ъ" от 2 августа).

В прошлом году идею увеличения поставок российской нефти из портов Балтии по СМП инициировал Росатом. Из-за введения санкций нефть из портов Балтии в основном поставляется в Азию через Суэцкий канал, тогда как раньше основными рынками сбыта были европейские страны. Ожидалось, что доставка по СМП позволит сократить время в пути, но из-за плохой погоды этого не всегда удавалось достичь. Если в прошлом году российские нефтяные компании осуществили шесть рейсов в Китай по СМП, то в этом году, по оценкам Гекона и Кплера, их будет три.

Глава консалтингового центра "Гекон" Михаил Григорьев заявил, что объемы поставок нефти по СМП в этом году будут выше, чем в прошлом году, а интерес "Роснефти" и "Газпром нефти" к поставкам из портов Балтии однозначно будет потерян.

Он считает, что судоходство на восток скоро прекратится и новых рейсов с использованием нефти ожидать не стоит. Для всех судов ледовых классов Ice1-Ice3 период плавания - до 20 октября, а для судов легкого и ледового классов Arc4-Arc5 - до 31 октября, напоминает г-н Григорьев.

Объемы транспортировки по СМП во многом зависят от спроса Китая на нефть. Это связано с тем, что доставка в Китай сокращает время транзита на 10 дней в каждую сторону, добавляет Виктор Катона из Kpler. Он сказал, что в случае с Индией СМП не играет никакой роли. Это связано с тем, что последующее путешествие по всему азиатскому континенту заняло бы столько же времени и, к тому же, дополнительные затраты на ледокол были бы не оправданы. По словам аналитика, хотя поставки нефти по СМП увеличились по сравнению с предыдущими годами, «есть ощущение, что при наличии инфраструктуры можно было бы добиться большего». Основной причиной ограничения поставок является слабость китайского рынка, где летом будут самые низкие показатели импорта, и в то же время стабильность и предсказуемость индийского рынка, подчеркивает Виктор Катона. В результате, резюмировал он, Индия остается наиболее привлекательным рынком для морского экспорта российской нефти, несмотря на риск обстрелов со стороны повстанцев-хуситов.


Источник: "Коммерсантъ". Издательский дом"Коммерсантъ". Издательский дом

Loading...