Все новости

Тариф не терпит пустоты

ОАО «РЖД» планирует повысить тарифы на порожние полувагоны. По данным рыночных источников "Ъ", рост составит 10% в 2025 году и 5% в год с 2026 по 2030 год. Официально необходимы меры по стимулированию владельцев полувагонов, прибывающих в порты Дальнего Востока с углем, забирать свои контейнеры. Однако владельцы полувагонов в этом не очень заинтересованы из-за сложностей с возвратом полувагонов из центральной России, куда перевозятся контейнеры, в Кузбасс, где они загружаются углем. А эксперты говорят, что 85% полувагонов по-прежнему будут простаивать в портах пустыми, поскольку нет контейнеров для их загрузки, и этот план только увеличит расходы грузоотправителей.

Тарифы на порожние полувагоны могут быть повышены, чтобы стимулировать владельцев предоставлять их для контейнерных перевозок с Дальнего Востока. На совещании у вице-премьера Виталия Савельева 20 сентября было решено поручить Минтрансу и ОАО "РЖД" подготовить соответствующее предложение и направить его в ФАС (протокол есть у "Ъ").

В ОАО "РЖД" сообщили, что контейнерный экспорт полувагонов в сентябре достиг рекордных 1579 TEU в сутки, что в 2,1 раза больше, чем в сентябре прошлого года, и пообещали увеличить количество контейнерных поездов в составе полувагонов с 12 TEU в октябре. 15. Однако владельцы полувагонов, нацеленных на погрузку угля Сибири и Востока, основной генерации, не всегда готовы двигаться с контейнерами в ЦФО, откуда отправляются эти грузы. (CFD) и северо-запад. Потому что полувагоны еще предстоит вернуть под погрузку обратно в Кузбасс.

Тарифные меры призваны способствовать этому. По данным "Ъ", РЖД предлагает дополнительно проиндексировать порожний пробег полувагонов на 10% в 2025 году и на 5% в год в 2026-2030 годах.

В РЖД отказались комментировать эти цифры, отметив, что экспорт контейнеров с Дальнего Востока продолжает расти, но нагрузка на терминалы региона остается высокой. «Поставка на Дальний Восток пустых платформ для вывоза контейнеров в условиях недостаточной пропускной способности инфраструктуры нанесет ущерб национальной экономике, ограничив перевозки грузов», — уверяют в компании. При этом после разгрузки угля в порту некоторое количество полувагонов, пригодных для погрузки контейнеров, возвращаются пустыми в центральную Россию». В аппарате Виталия Савельева "Ъ" подтвердили, что возможное повышение тарифов обсуждалось и "этот вопрос прорабатывается". В Минтрансе не прокомментировали ситуацию.

В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) считают, что предлагаемый закон "приведет к ряду негативных последствий, которые коснутся и социально значимых регионов страны". Подчеркиваем, что снижение затрат на порожний пробег является важной задачей управления затратами как для автовладельцев, так и для операторов. Это связано с тем, что расходы на порожний пробег в среднем составляют примерно 50% от общих затрат оператора. По мнению СОЖТ, необходимости дальнейшего стимулирования снижения доли вакантных площадей нет. По мнению Ассоциации, полувагоны могут использоваться для контейнерных перевозок, если обеспечить правильное планирование контейнерных перевозок и раскрытие операторам информации о количествах контейнеров, станциях, местах погрузки и местонахождении всех контейнеров. Полувагонный парк, расположенный в восточном регионе, позволяет компании самостоятельно формировать «пул» готовых порожних полувагонов различных операторов. Как указано в СОЖТ, ОАО "РЖД" должно поставлять порожние фитинговые площадки к местам перевалки контейнеров из полувагонов и обеспечивать своевременный возврат порожних полувагонов после выгрузки контейнеров на погрузочные площадки на западе. Сибирская железная дорога.

Представитель отрасли в "Ъ" рассказал: "Проблема дисбаланса импорта/экспорта контейнеров существовала всегда, и мы решили ее, отправив подходящую платформу". Но сейчас ОАО «РЖД» снижает коэффициенты загрузки почти на треть ниже, чем в 2022 году, и предлагает загружать контейнеры в полувагоны. «В принципе, все операторы готовы принимать транзитные перевозки. Но проблема в том, что РЖД не понимает, что такое «проезд». Для них перевозки производятся на свободных полувагонах в Дальнем порту. Они все вагоны». Они не понимают, что не возят контейнеры». Выпускать автомобили по владельцам и целям компании неудобно, поэтому появились другие "гениальные" решения - повысить тарифы, отобрать право бесплатного использования автомобилей, а затраты и ответственность оставить по контракту, считают собеседники "Ъ" И это продолжается несмотря на то, что компании, которые систематически перевозят контейнеры полувагонами в европейские регионы, в течение нескольких недель не смогут вернуть полувагоны под погрузку своим основным клиентам из-за дефектов в ЖКХ РЖД. Как резюмировал собеседник "Ъ", дело не в нежелании оператора перевозить, а в неотработанной технологии возврата полувагонов в Кузбасс из ЦФО, куда они поступают контейнерами.

Фарид Хусаинов, эксперт Института регулирования экономики и инфраструктурной отрасли НИУ ВШЭ, отмечает, что порожний пробег увеличился по мере увеличения количества полувагонов, используемых для вывоза контейнеров. значительно снизился.

В 2018-2021 годах этот показатель составлял 42%, в 2023 году – 40,5% и за 8 месяцев 2024 года – 38,6%. Но добавлять дополнительные контейнеры в пустые полувагоны было бы явно неразумно, считают эксперты. По его оценкам, более 80% оставшихся на Дальнем Востоке порожних полувагонов не следуют за грузопотоком контейнеров, а используются для вывоза угля для нужд жилищно-коммунального хозяйства восточных районов Западной Сибири. услуга. Г-н Хусаинов говорит, что загружать контейнеры невозможно, поскольку нет необходимости в таком потоке контейнеров. При этом количество импортных контейнеров, которые можно загрузить в полувагоны, значительно меньше порожних полувагонов, образующихся в портах Дальнего Востока. По его словам, последний составляет в среднем 7,5 тысяч в сутки, из них около 900 вагонов (12%) загружаются контейнерами, остальные порожними возвращаются за углем на ближайшую дорогу или в Кузбасс или отправляются в центральную Россию. Фарид Хусаинов говорит, что независимо от принятого решения около 85% полувагонов на Дальнем Востоке по-прежнему будут поставляться порожними, но с "раздражающими" повышенными тарифами, по оценкам компаний, работающих на Дальнем Востоке. Предложенные им решения просто увеличат тарифную нагрузку на экономику грузоотправителя, заключил он.


Источник: "Коммерсантъ". Издательский дом"Коммерсантъ". Издательский дом

Загрузка новости...

Лучшие российские часы — 2024

Loading...