Все новости

Век киномании

В 1924 году первые массовые фильмы выпустили «Мосфильм» и «Метро-Голдвин-Майер», две основанные в том же году киностудии, в Советском Союзе появилась система кинопроката. Каков был бюджет фильма и его кассовые сборы, сколько стоил билет на спектакль и какие гонорары получали кинозвезды 100 лет назад, читайте в статье «Коммерсантъ-Ревю» из серии «Время и деньги».

Сто лет назад, в сентябре 1924 года, в московском кинотеатре «Арс» (Артель работников кинематографии) состоялась премьера фильма «Аэлита». Этот фильм был немым, а три года спустя, в 1927 году, началась эра звукового кино. Первый месяц «Аэлиту» показывали при аншлагах по три сеанса в день только в «Арсе».

Стоимость билета в кино в тот год составляла около 25 копеек. До 2 рублей, цена зависит от фильма, категории фильма и города, дня недели и т.д. Для сравнения, средняя зарплата фабричного рабочего составляла 46-56 рублей. В деревенских кинотеатрах можно посмотреть фильм за 10-15 копеек.

«Аэлита» — экранизация одноименного романа Алексея Толстого о полете на Марс — считается первым российским научно-фантастическим фильмом. В фильме режиссера Якова Протазанова, поставленном на киностудии «Межрабпом-Русь», главную роль сыграла Юлия Солнцева, а в первой роли в кино — Игорь Ильинский.

Выходу фильма предшествовала креативная рекламная кампания. За шесть месяцев до его выпуска в газетах и ​​на уличных баннерах начали появляться загадочные рекламные объявления. "Анта... Одели... Ута..." Затем было добавлено следующее объявление: Описание «непонятных сигналов, полученных от радиостанций всего мира». Всего за несколько дней до выхода в прокат газеты предоставили всю информацию о фильме.

Странным сигналом оказался отрывок из слогана рекламодателя: «Покупайте только шины Anta, Odelli и Uta». Концепция промо-кампании фильма повторила игру, заложенную в сюжете самого фильма.

АО «Межрабпом-Русь», выпускавшее «Аэлиту», было основано в 1923 году в результате объединения товариществ «Русь» (киностудия основана в 1915 году одним из ее организаторов, старообрядческим купцом-предпринимателем Михаилом Трофимовым). ). российское кинопроизводство) и общество «Международная помощь трудящимся» (благотворительная организация, основанная в Берлине для социальной поддержки рабочих). В 1928 году «Межрабпом-Русь» (ныне «Межрабпомфильм») создал совместное предприятие с немецкой компанией «Прометей Фильм» и получил из Германии самое современное оборудование и пленки. В 1931 году студия выпустила «Дорога в жизнь» — первый советский звуковой фильм. 1936 - Ли

«Союздетфильм». С 1948 года – киностудия имени М. Горького.

В 1920-е годы в стране создаются новые кинофабрики и организации: Севзапкино, Чувашкино, Белгоскино, Кино-Москва, Госкино, Пролеткино.

К этому времени уже была создана киностудия «Ленфильм», а в 1914 году при Скобелевском комитете был открыт «Киносев» — Петроградский кинокомитет Союза северных общин, основанный в 1918 году на базе национализированного отдела военной кинематографии. За свою историю киностудия несколько раз меняла название. Бренд, ставший «Ленфильмом», появился под этим названием в 1934 году.

В 1924 году был основан «Мосфильм» — сегодня одна из крупнейших киностудий Европы. Название «Мосфильм» студия получила в 1936 году. Изначально это был первый завод «Госкино», созданный на базе двух государственных киностудий — Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева.

Александр Ханжонков, один из основоположников российской киноиндустрии, в 1906 году открыл торговую компанию по производству русских фильмов и распространению иностранных фильмов в России. Ханжонков также создал научные отделы учебной, визуальной и этнографической кинематографии и привлек к их работе ведущих специалистов. В 1912 году общество Ханжонкова было преобразовано в товарищество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом 500 000 рублей.

В 1915 году кинопредприниматель Иосиф Ермольев основал киностудию «И. Ермольев», 1918 г. – Ялтинский филиал.

Ермольев, уехавший после революции в Париж, в 1922 году продолжил кинопроизводство с участием труппы «Пате» и создал киностудию «Альбатрос», которая функционировала до конца 1930-х годов.

В начале 1920-х годов отечественная киноиндустрия находилась в тяжелом положении. Количество выпущенных фильмов трагически не соответствовало потребностям кинопроката. Это был не просто рост производства, это был рост примерно в 10 и более раз. Не хватало пленки, оборудования, оборудования, технических возможностей для производства и финансирования зарубежных закупок.

В 1923 году Наркомпрос просвещения запросил у Госбанка кредит в 2 миллиона рублей на развитие кинематографа. золото. «Киноработники потребовали 2 000 000 рублей. Расстроена. Текущая сумма уменьшена вдвое, но думаю, ее можно сократить и дальше...» - прокомментировали ситуацию в журнале «Пролетарское кино».

В том же году Госкино приняло решение о закупке зарубежных фильмов, прокат которых поможет принести кассовые сборы. Кроме того, возникла необходимость перекрыть контрабандные маршруты ввоза иностранных фильмов, в основном через Китай. В Госкино введена система выдачи лицензий на аренду.

В 1924 году было основано акционерное общество «Советское кино» («Совкино»), которое стало монополистом по прокату, а также курировало производство и импорт фильмов. Уставный капитал товарищества с ограниченной ответственностью установлен в размере 1 миллиона рублей. золото. В 1925 году по постановлению Наркомата РСФСР Совкино получило кредит в 650 000 рублей, кредитором выступил главный банк страны.

По прошествии десятилетия отечественные фильмы начинают заполнять рынок и постепенно вытеснять иностранные. С 1929 по 1928 год было выпущено 122 фильма. Однако, по подсчетам «Совкино», ежегодно требовалось более 200 фильмов.

Одним из фильмов 1927 года, также снятым на студии «Межрабпом-Русь» и распроданным по всей стране, стал «Поцелуй Мэри Пикфорд». Сама актриса даже не знала, что стала героиней советского кинохита.

В основе фильма лежат кадры кинохроники, снятые Пикфорд и ее мужем во время их четырехдневного визита в Советский Союз, которые были использованы сценаристом фильма, режиссером Сергеем Комаровым.

Голливудские звезды Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс имели множество поклонников в Советском Союзе. Фильмы с их участием, как и другие зарубежные фильмы, имели успех на советской земле. Иностранные фильмы приобретались по государственным каналам, а также могли быть импортированы контрабандой во время частной схемы НЭПа.

Пикфорд покорила сердца советских зрителей ролью в фильме «Маленький лорд Фаунтлерой» (1921), а Фэрбенкс снялась в таких картинах, как культовый фильм «Багдадский вор» (1924) и «Знак Багдада». «Зорро» (1920), «Три мушкетера» (1921) и «Робин Гуд» (1922).

21 июля 1926 года звездная чета приехала в Москву. «Невозможно описать то, что происходит на Белорусском вокзале. Возбужденные поклонники «Маленькой Марии» и «Багдадского вора» заполонили всю Тверскую, а балконы, окна и даже фонари были усеяны последователями Марии. В Москве его называли «Морской», — вспоминал позже актер Михаил Жаров. В отеле «Савой», где жили актеры, фанаты работали круглосуточно, ожидая на балконах или там, где открывались окна, чтобы мельком увидеть своего кумира.

Чего не могли догадаться советские поклонники Мэри: Известная своими ролями наивных дураков, сирот, девочек и мальчиков-подростков, Пикфорд также была известна за пределами съемочной площадки своим сильным характером и деловыми качествами. Она тщательно проверяла каждый пункт контракта и умела умело пересматривать существующие контракты на новых, более выгодных условиях. Она одна из самых успешных и влиятельных актрис Голливуда, ее называли самой известной женщиной в мире.

Карьера Пикфорда, начавшаяся в 1909 году, развивалась стремительно. Первоначально гонорар Мэри составлял 10 долларов в неделю, но вскоре вырос до 225 долларов в неделю, поскольку зрители начали узнавать молодую актрису, ласково называя ее «Златовласка».

В 1916 году 24-летняя «Маленькая Мэри» основала компанию Мэри Пикфорд. И в том же году она подписала контракт с Адольфом Цукором, основателем кинокомпании «Famous Players-Lasky» (позже «Paramount»), став первой актрисой в истории кино, получившей 1 миллион долларов. Гонорар, который Пикфорд заплатил за каждый фильм в 1919 году, составил невероятные для того времени 350 000 долларов.

Также в 1919 году актеры и режиссеры Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, Чарли Чаплин и Дэвид У. Гриффит основали компанию, специализирующуюся на кинопрокате и прокате. Создание компании United Artists обеспечило независимость от продюсеров.

В 1920 году Мэри Пикфорд вышла замуж за Дугласа Фэрбенкса. Вскоре пара поселилась в своем поместье в Фэрбенксе, которое они назвали «Пикфэр» (комбинация имен актеров). Пикфэр славился своими легендарными приемами и ужинами, на которых, вероятно, присутствовали все известные лица того времени.

Доход Фэрбенкса был намного меньше, чем у его жены, примерно 100 000 долларов в год. Но в течение следующих нескольких лет он будет сниматься в популярных фильмах, в том числе в «Багдадском воре» (бюджет фильма оценивался в 1,135 миллиона долларов, а кассовые сборы только в США и Канаде составили более 3 миллионов долларов). Гонорары актера заметно возрастают.

Чарли Чаплина назвали самым высокооплачиваемым актером. После того как Чаплин подписал контракт с First National Pictures, его годовой заработок также достиг 1 миллиона долларов. Стабильность финансовой динамики Чаплина поразительна. Каждый год плата увеличивалась в десять раз. За подписание контракта актер получал 150 долларов в неделю в 1914 году, 1250 долларов в 1915 году и премию в 10 000 долларов в 1916 году. 1917 – Уже 10 000 долларов в неделю плюс 150 000 долларов гонораров по контракту. Фильмы Чарли Чаплина имели невероятный успех у зрителей. Четыре фильма режиссера стали лидерами кассовых сборов немого кино.

К началу 1920-х годов в США уже работало большинство крупнейших киностудий. Universal Pictures была основана Карлом Леммле в 1912 году. Paramount Pictures (первоначально компания Famous Players Film Company), основанная в 1912 году Адольфом Цукором. Fox Film Corp (1915) была произведена Уильямом Фоксом, которая позже стала 20th Century Fox.

В 1918 году братья Джек и Гарри Кон вместе с Джо Брандтом основали корпорацию CBC, а с 1924 года — Columbia Pictures.

В 1923 году братья Джек, Гарри, Альберт и Сэм Уорнеры основали компанию Warner Brothers Prod.

В 1924 году продюсер Маркус Лоу возглавил слияние трех кинокомпаний — Metro Pictures, Goldwyn Pictures и Louis B. Mayer Pictures — с образованием киностудии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). В 1927 году Warner Bros. выпустила свой первый звуковой фильм «Певец джаза» режиссера Алана Кросленда. Бюджет фильма составил 422 000 долларов, а кассовые сборы составили около 2,6 миллиона долларов.

К этому времени уже было снято несколько звуковых фильмов с синхронизированным звуком, но это были короткометражки. Поэтому выход «Певца джаза» считается началом эры звукового кино.

Этот текст — часть нового проекта ИД «Коммерсантъ», посвященного тенденциям бизнеса и финансового рынка. На нашей странице «Обзоры» вы найдете больше информации, включая анализ, интервью с экспертами и колонки о ключевых секторах российской экономики.


Источник: "Коммерсантъ". Издательский дом"Коммерсантъ". Издательский дом

Загрузка новости...

Лучшие российские часы — 2024

Loading...